Публичные слушания по реформе МСУ, состоявшиеся в Екатеринбурге в прошлую пятницу, не что иное, как пиар-акция городских властей.

Более того, условия проведения подобных референдумов определены Конституционным судом РФ. Так, в Омске Конституционный суд (КС) отказался вернуть в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отмененное в 2003 году право граждан определять структуру органов муниципальной власти на референдуме. Об этом пишет «Коммерсант», ссылаясь на вынесенное 9 декабря в закрытом режиме определение об отказе рассматривать жалобу омских активистов Дмитрия Колодежного и Дмитрия Передельского и представлявшего их интересы бывшего вице-спикера Госдумы главы партии «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина.
Судья-докладчик Сергей Князев отметил, что в данных вопросах нельзя уповать только на «прямую демократию». «Конституция этого не предполагает, а Европейская хартия прямо говорит, что это возможно в исключительных случаях»,— цитирует судью докладчика «Коммерсант». Говоря про причины введенных в 2003 году ограничений на проведение референдумов, судья предложил «не забывать о явке», напомнив, что для признания референдума состоявшимся в нем должна принять участие половина горожан. «Рассчитывать на соответствующую явку на муниципальный референдум, особенно в крупных городах, могут только самые отчаянные оптимисты. Поэтому законодателя не может не беспокоить расходование бюджетных средств на сугубо политические и пиар-акции инициаторов референдума»,— отметил судья Князев».
Об этом же говорят и докладчики «АиФ-Урал».
Юрист Иван Кадочников:
- Решение Конституционного Суда РФ было ожидаемым и прогнозируемым. К сожалению, до сих пор существуют «законники-теоретики», для которых важнее не реальное управление в муниципалитетах, а теоретические изыскания, интересные только на кафедрах ВУЗов. Естественно, эти теоретики используют судебную власть для написания очередных диссертаций, подавая заявления в суды. Суды, будучи более близкими к реальности, выносят законные и обоснованные судебные акты.
В Екатеринбурге, городе с сильнейшей юридической школой уральских правоведов, пошли несколько по другому пути. Часть горожан, менее 1% от избирателей города, провели публичные слушания по реформе местного самоуправления. Данный путь интересен для теоретической науки, для развития конституционного права РФ, но в реальности результат опять же предсказуем. Те жители города, в норковых шубах и со следами ожирения на лицах, что участвовали в публичных слушаниях, могут быть очень сильно разочарованы результатом судебных разбирательств. Так как законы по реформе местного самоуправления подписаны не губернаторами, а Президентом РФ Путиным В.В.
Депутат ЕГД Александр Косинцев:
- Проведение референдума подразумевает достаточно большие финансовые затраты из бюджета на его организацию. Сейчас, в не самое стабильное с точки зрения экономики время, нецелесообразно проводить подобные мероприятия. Это не предусмотренные в бюджете муниципалитета расходы. Здесь необходимо также учитывать тот фактор, что референдум считается состоявшимся при явке не менее 50% от населения субъекта. Может случиться следующее: средства расходуют на референдум, но он будет признан не состоявшимся из-за недостаточной явки. Итог: попусту растраченные средства, которые можно было направить на другие нужды. Российским законодательством предусмотрены и иные демократические инструменты выявления воли и мнения граждан по вопросам устройства органов местного самоуправления.
Директор Института регионального законодательства Николай Воронин:
- Конституционный суд РФ в своем определении от 9 декабря 2014 года уточнил свою позицию по целому ряду принципиальных вопросов, которые проходят бурное обсуждение, в том числе и в Свердловской области. Так, в определении Конституционного суда отмечается, что Конституция РФ, признавая и гарантируя, что местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, одновременно отмечает, что Конституция РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Это предполагает принятие по данным вопросам федеральных законов (я цитирую определение Конституционного суда) и, в соответствии с ним, законов субъектов РФ, которые обязаны соблюдать как органы публичной власти и должностные лица, так и граждане и их объединения. Особенно хочу подчеркнуть, что в определении Конституционного суда отмечается, что тем самым Конституция РФ прямо уполномочивает федеральных законодателей и законодателей субъектов федерации на определение организационно-правовых форм реализации права граждан на участие в местном самоуправлении.
В соответствии с Федеральным законом, принятым в соответствии с Конституцией, определяется и структура органов местного самоуправления. В частности, определяется порядок формирования, полномочия, срок полномочия, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации. И деятельность определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
Таким образом, подчеркивается, что регулирование целого ряда вопросов местного самоуправления относится к полномочиям субъекта. Хочу отметить, что местный референдум проводится по вопросам местного значения. Поскольку вопросы структуры органов местного самоуправления, порядок их формирования сегодня определены федеральным законом и в соответствии с федеральным законом определяется субъектом РФ, то муниципальное образование может действовать только в рамках их полномочий.
В определении Конституционного суда отмечается, что при образовании городского округа с городским округом с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов с соответствии с законом субъекта РФ, проведение местного референдума по данному вопросу не допускается. Далее четко прописывается, что органам местного самоуправления предоставлены широкие права, в том числе и на проведение референдумов. Но местный референдум может проводиться только по вопросам местного значения. А так как вопросы структуры и организации формирования – это сегодня в совместном ведении, то они не могут быть вынесены на местный референдум. На основании этого делается вывод, что органы местного самоуправления могут реализовать свои права и обязанности только в соответствии с предоставленными им полномочиями. Вопросы создания городского округа с внутригородским делением, порядок формирования представительных органов такого муниципального образования и порядок избрания глав муниципального образования федеральным законом отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Таким образом, определение Конституционного суда подтверждает правовую четкость и соответствие Конституции РФ федеральному законодательству тех нормативно-правовых актов, которые приняты в Свердловской области.
Хотел бы отметить еще одно обстоятельство: определение Конституционного суда также подчеркивает, что существующий порядок организации и формирования местного самоуправления не противоречит Европейской хартии по правам местного самоуправления. Хартия предполагает возможность проведения референдума только в исключительных случаях, определенных законом, и подчеркивает, что референдум может проводиться, если это допускает закон. 131-й закон четко описывает, в каких случаях проводится референдум, и вопросы создания городского округа с внутригородским делением таковыми вопросами не являются. Следовательно, референдум не может быть проведен. Определение Конституционного суда подчеркивает, что существующая сегодня в РФ законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не противоречит Конституции РФ и Европейской хартии по местному самоуправлению.
Политолог Дмитрий Москвин:
- Прямая демократия - это, конечно, красивое и исторически неоднократно востребованное явление, однако к ней нельзя сводить весь политический процесс. К этому, кстати, сейчас сильно тяготеет руководство Екатеринбурга, поэтому решение Конституционного Суда можно воспринимать и как предупреждение чрезмерного использования условно демократических инструментов для решения своих проблем.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть