Примерное время чтения: 10 минут
459

Дорожный коллапс: кровавая жатва

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ-Урал» 27/11/2013

Так уж легли карты, что одна из самых кровавых в этом году аварий произошла у нас сразу же после Международного дня памяти жертв ДТП. Около 10 часов утра на 76-м километре автодороги Екатеринбург – Реж водитель пассажирского микроавтобуса «ГАЗель» выехал на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулся с грузовиком. В маршрутке, которая везла призывников из Полевского на сборный пункт в Егоршино, в этот момент находилось 15 человек.

Лоб в лоб

В страшном столкновении погибли четыре человека – водитель, две сотрудницы военкомата и один из молодых людей, направлявшихся к месту сбора. Ещё 13 человек получили различные травмы и были госпитализированы в больницу Режа. Очевидцы рассказывают, что некоторых пострадавших пришлось выпиливать из груды обломков при помощи гидравлических ножниц. Из-за аварии почти на час было перекрыто движение в обе стороны. Всё это время спасатели растаскивали изуродованный транспорт на обочины и доставали раненых.

Теперь уже известно, что водитель, доставлявший призывников, – гражданский специалист, работавший по договору подряда. Он вёз ребят и сопровождавших их мам. На заснеженной трассе ему не удалось справиться с управлением, в результате чего машину и вынесло на встречку. Впрочем, все обстоятельства и причины произошедшей трагедии устанавливаются до сих пор. Возбуждено уголовное дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть человека).

Но уже сейчас стоит признать: такого рода ДТП в последние годы происходят в Свердловской области с пугающим постоянством.

Берегите детей

Увы, статистика в этом отношении говорит сама за себя. За 10 месяцев этого года на территории Среднего Урала было зарегистрировано 3724 ДТП. В них серьёзно пострадали почти 5 тысяч человек, а 514 уральцев распрощались с жизнью. Таким образом, можно сделать вывод, что в Свердловской области в различных дорожно-транспортных происшествиях ежедневно гибнет 1-2 человека.

К сожалению, жертвами аварий нередко становятся дети. На дорогах региона в этом году произошло 429 ДТП с участием ребятишек. 17 из них погибли и 470 получили травмы.

– Зачастую дети не могут адекватно оценивать дорожную обстановку, степень её опасности, – отмечает представитель ГУ МВД региона Татьяна Васильева. – Поведение детей, как правило, бывает непредсказуемым. Они в любой момент могут выбежать на проезжую часть, неожиданно остановиться или изменить направление движения в любую сторону. Главной же причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей является ненадлежащий контроль со стороны родителей.

Основные причины ДТП на Среднем Урале. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Другая причина дорожно-транспортных происшествий – непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах. К сожалению, такие ДТП происходят всё чаще, и их последствия более чем печальны. За 10 месяцев этого года в Свердловской области по этой причине произошло 260 аварий, в которых погибли 9 человек.

Согласно правилам, пешеходы имеют несомненное преимущество на пешеходных переходах. Но переход проезжей части для них безопасен лишь в том случае, если водители соблюдают эти самые правила и уступают им дорогу.

Между тем неделю назад практически во всех городах и районах Свердловской области прошли акции, приуроченные к Международному дню памяти жертв ДТП. В них приняли участие школьники, студенты, родственники погибших, представители духовенства, а также все неравнодушные свердловчане. В Екатеринбурге колонна автомобилей в сопровождении патрульной машины ГИБДД проехала по наиболее аварийным улицам города.

Кстати, когда уже верстался этот номер, поступила информация, что на 300-м километре автодороги Пермь – Екатеринбург произошло очередное ДТП со смертельным исходом. Столкновение автомобиля ВАЗ-2110 и грузовой фуры привело к гибели 4 свердловчан.

Разбазаривание средств

Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:

– Исключить аварийность на дорогах как явление не получится. Аварии были, есть и будут. Но снизить их количество, конечно, можно. Есть мировая практика, направленная на снижение числа ДТП. Уже давно многие страны перешли на односторонний порядок движения. Наша проблема не только в отсутствии денег, зачастую просто нет возможности построить такие дороги. Допустим, когда ширина проезжей части не позволяет организовать две полноценные дороги или установить ограждение, разделяющее потоки.

Качество дорог мы ещё 50 лет улучшить не сможем. Посмотрите на Екатеринбург – как здесь что-то расширять? Значит, проблема пробок остаётся, а отсюда и аварии. Пытаясь объехать пробки, водители выскакивают во дворы, на тротуары, в малолюдные улицы, жмут на газ и… сбивают кого-то. А посмотрите, какие дороги строят? Возьмем ЕКАД – дорога новая, но она морально устарела еще на стадии проекта! Очень узкая – по одной полосе в каждом направлении. Встаёшь за какой-нибудь фурой – и еле двигаешься. У человека просто нервы не выдерживают, и начинается: обгоны, выезды на встречку, аварии. ЕКАД строился для того, чтобы разгрузить город и сделать быстрый объезд вокруг него. Разрешённая скорость здесь 90 км/ч, но реально двигаться получается не быстрее 60 км/ч, и то в лучшем случае. Именно поэтому многие автомобилисты, если знают, как можно побыстрее проскочить через Екатеринбург, едут через него. Зачем я буду нарезать круги длиной 60 километров, если быстро всё равно не получится? Я считаю, это преступление – строить такие дороги. Просто разбазаривание средств.

Серьёзная проблема

Заведующий травматологическим отделением №1 детской городской больницы №9 Араик Петросян:

– Мы хорошо знаем, насколько серьёзная проблема дорожный травматизм.В этом году мы получили уже три летальных исхода, к сожалению. Выполнялись все необходимые лечебные мероприятия, но травмы были несовместимы с жизнью. И достаточно большой процент травмированных в ДТП детей получают повреждения, после которых требуется длительная реабилитация, лечение.

 Что реально можно сделать? Прежде всего, все мы – взрослые – должны соблюдать необходимые меры безопасности при движении на дорогах, правила дорожного движения. Хочу обратить внимание родителей, которые, перевозя детей в автомобилях, игнорируют правила, не используют специальные кресла. До того момента, как были введены кресла, дети получали более серьёзные травмы в автомобилях при ДТП. Сегодня мы отмечаем, дети, пристёгнутые в специальных автомобильных креслах, тоже травмируются, но травмы стали гораздо менее тяжёлыми.

Гибельный процент

Каждый год на дорогах Свердловской области гибнут тысячи людей. При этом немалый процент смертей происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна. Улицы уральских городов напоминают полосу препятствий, а ездить по дорогам местные жители в шутку предлагают на танке. Так надёжнее и шансов выжить больше.

Буквально нынешним летом в Асбесте инспекторами ГИБДД была закрыта трасса, соединяющая микрорайон «101 квартал» с центром города. На такой шаг гаишники пошли из-за ужасного состояния дороги, на которой чуть ли не каждый день происходили аварии, порой – с гибелью людей. Так, в июне автомобиль из-за отсутствия ограждений рухнул с 10-метровой высоты.

Впрочем, асбест оказался далеко не единственным городом в области, где в нынешнем году закрывали дороги. В зимний период из-за огромной колейности, выбоин и заснеженности проезжей части инспекторы закрывали движение в Краснотурьинске и Артёмовском.

Отметим, что с завидной регулярностью уральцы выходят на митинги и автопробеги против плохих дорог. Например, в Нижнем Тагиле у городского цирка собиралось около тысячи автолюбителей.

Кстати
Международный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября. Идея его проведения принадлежит британскому благотворительному фонду помощи жертвам дорожно-транспортных происшествий «Road Peace», который отмечает эту памятную дату с 1993 года. Этот год в Европе был самым трагичным – на дорогах погибли почти 50 тысяч человек.
Многие участники подготовили самодельные наклейки: «Я не пьяный, я объезжаю ямы», «По Тагилу только на танке», «Я за Тагил без ям», кто-то обходился листами бумаги. Наклейки люди разместили на своих автомобилях. Участники акции на своих «железных конях» проехались по тагильским улицам. Многие при передвижении были оштрафованы сотрудниками ГИБДД за тонировку. После автопробега состоялся митинг. Также участники акции соорудили памятник ходовой части автомобиля, «убитой» на местных дорогах, и даже возложили к нему цветы.

Между тем не лучшим образом складывается ситуация с дорогами и в Екатеринбурге. В настоящее время, по оценкам экспертов, в уральской столице минимум 40% дорог находится в неудовлетворительном состоянии. В минувшие выходные автомобилисты также вышли на автопробег по городским улицам. Всё дело в том, что в следующем году финансирование дорожных работ в столице Урала заметно сократится. На эти цели областные власти выделяют всего 693 миллиона рублей, хотя в этом было почти 2 миллиарда. Впрочем, понять областных чиновников можно. Город не успевает осваивать все деньги, предназначенные на ремонт дорог. Поэтому сумму значительно урезали.

Начальник ГИБДД Свердловской области Юрий Дёмин:

– Одной из причин аварий в Свердловской области являются так называемые бесхозные дороги. В первом квартале 2013 года на них произошло 79 ДТП, причина каждого – неудовлетворительные дорожные условия. Основные факторы риска – отсутствие дорожной разметки, дефекты покрытия, плохое освещение, неудовлетворительное состояние обочин, неправильное применение дорожных знаков, отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек. Что касается повышения штрафов, говорить о том, повлияли они как-то реально на аварийность или нет, ещё достаточно рано. Чтобы говорить об эффективности, нужен более глубокий анализ за более значительный промежуток. Я думаю, всё равно статистика будет в лучшую сторону меняться. Народ начинает понимать, что нарушать становится очень и очень дорого.

Ужесточать законы

– Ездят как попало! То, что водители позволяют себе за рулем, это просто катастрофа! Иногда видишь, как несутся, подрезают, обгоняют, прижмёшься к обочине и думаешь – да проезжай ты, ради бога, только исчезни побыстрей! Путь на меня не обижается женский пол, но женщины за рулём ездят очень плохо. Постоянно создавая на своих шикарных машинах ужасные аварийные ситуации. Лично я езжу крайне осторожно. Да, несколько раз штрафовали за неправильную парковку, но так, чтобы я на красный свет погнал – такого никогда не было.

Но, увы, я не знаю, как остановить этот поток смертей, как сказать людям, что беда – вот она, рядом ходит! Ты садишься за руль, и с тобой может случиться то же самое, о чем ты утром читал в Интернете. Люди почему-то думают, что умирают где-то там, далеко. Да в две секунды всё может произойти! Сегодня у нас была генеральная репетиция по «Мёртвым душам» Гоголя. Фраза оттуда – «какой русский не любит быстрой езды». Быстрой и, я бы добавил, бесшабашной, дурной езды, уносящей жизни. В Афганистане за годы войны погибло несколько десятков тысяч людей, а дороги каждый год уносят по 20 тысяч, а то и больше! Это как война какая-то, ей-богу. Как бороться? Я считаю, что ужесточать законы, повышать штрафы. По-другому с нашими людьми, увы, нельзя.

Уральский драматург Никола Коляда

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах