Граждане братской страны, вынужденные, по сути, бежать от смерти, приехали в Свердловскую область и просят помощи. Но они волей-неволей приносят в регион новые проблемы, ко многим из которых власти оказались, увы, не готовы…
«Там» жить невозможно
– Нас страшно бомбили. Обстреливали аэропорт, военкомат, воинскую часть в центре города. Потом обстреляли администрацию, в парке погибли люди. Украинская авиация постоянно летала над городом, включалась воздушная тревога. Газа нет, света нет. Водоснабжение по графику. Жить становилось уже невозможно, решили уезжать. Я выехала раньше, потом приехала мама. Без помощи, слава Богу, не остаёмся, спасибо людям. Приехали только с летними вещами, а у вас холодно. Нам помогли с тёплой одеждой, обувью, продуктами…
Между тем в Луганске у Натальи остались отец и сын. Пока она не уверена, смогут ли они приехать к ней. Беженцы обосновались у родного брата Натальи.
Супруги Александр и Ирина прибыли в столицу Урала из города Попасная Луганской области. У них две дочки – Алина и Диана, старшей в этом году надо в школу.
– Готовиться к выезду начали, когда военные действия ещё не начались, но всё к этому шло, – говорит Ирина. – За детей боялись, за их психику. Приехали к дяде. Сейчас проходим медосмотр, потом на работу будем устраиваться. Возвращаться не хотим. Сейчас самое главное – документы оформить и работу найти…
Десятки, сотни разбитых семей и судеб. Люди прибыли на Средний Урал из Краматорска, Донецка, Горловки – из многих городов и районов Украины – с одной целью: спасти свою жизнь и жизнь своих детей, найти пусть временное, но надёжное пристанище.
Самое сложное
…На прошлой неделе специальный борт МЧС доставил в Свердловскую область большую группу из 112 вынужденных переселенцев с юго-востока Украины. В их числе – 33 ребёнка, самому младшему из которых – 11 месяцев. В тот же день ещё около 40 человек прибыли поездами из Адлера и Анапы.
Начальник Главного управления МЧС России по Свердловской области генерал-майор Андрей Заленский:
– Сейчас в Свердловской области разворачиваются пункты временного размещения. Они уже работают в Берёзовском, Каменске-Уральском, Первоуральске, Ревде, Нижнем Тагиле. Скоро будет готов пункт в Верхней Пышме. Все переселенцы по пути до таких пунктов обеспечиваются пайками, тёплыми вещами, пледами. Их сопровождают психологи.
Сегодня в регионе создан и работает оперативный штаб под руководством вице-премьера Якова Силина. В его составе – представители МЧС, ФМС, полиции. Слава Богу, чиновники уже поняли: высокими словами о патриотизме воз с места не сдвинуть. Ведь беженцам нужно где-то жить и работать, проходить медосмотр, детям – получать образование. И все эти проблемы свердловским властям предстоит решать уже сейчас.
По данным областного правительства, на данный момент в регионе проживает порядка 4,5 тысячи переселенцев с Украины. Около 500 прибыли в последние месяцы, многие остановились у родственников или знакомых. Пункты размещения появились сравнительно недавно и дают лишь временное прибежище, позволяют накормить людей, пройти медицинское обследование.
А дальше начинается самое сложное – регистрация. Мало встать на миграционный учёт, нужно получить необходимый статус, собрать массу документов. Раньше это могло длиться месяцами. Слава Богу, было принято решение о сокращении сроков получения гражданами Украины временного убежища или статуса «беженец». Предполагается, что все вопросы можно будет решить в течение 3 дней.
Один день с переселенцами: как работают пункты помощи украинцам на Урале | Фотогалерея
Один день с переселенцами: как работают пункты помощи украинцам на Урале | Фотогалерея
Нужны переводчики
…Ежедневно через Дом дружбы «Россия – Украина» проходит по нескольку десятков человек.
– Переселенцы начали появляться здесь с начала марта, – говорит руководитель Украинской национально-культурной автономии в Екатеринбурге Пётр Щербина. – Наплывами идут, то много народу, то спокойно. Многие звонят по телефону. до 90% украинцев хочет остаться здесь.
Некоторые из переселенцев приезжают совсем без денег, а семью кормить надо, детей к школе готовить. Весь холл в помещении завален коробками и свёртками с одеждой, обувью, детскими игрушками.
– С этим добром проблем нет, а вот денег мало перечисляют, – сетует руководитель. – Не хватает продуктов и лекарств. Не можем найти сертифицированных переводчиков, чтобы переводить документы.
Между тем работа в Свердловской области есть. Проблема в том, что без регистрации на неё не устроиться.
Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова:
– Работы в Свердловской области очень много. Сейчас мы формируем список организаций, желающих помочь переселенцам. Нужны водители, воспитатели, медики, работники сельхозпредприятий…
Адреса и график работы пунктов приёма гуманитарной помощи украинским беженцам в Екатеринбурге:
- проспект Ленина, 7 – Дом дружбы «Россия – Украина». Время работы: с понедельника по субботу с 9:00 до 19:00.
- улица 8 Марта, 21 – офис Информационно-туристической службы. Время работы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, суббота – воскресенье с 10:00 до 17:00.
Рожайте на здоровье
Сегодня на Среднем Урале вместе с родителями находятся около двухсот разновозрастных ребятишек. В том числе – школьники. Им предстоит продолжить обучение в школах тех городов, где они остановились. По информации Министерства образования Свердловской области, лимит на выделение мест для украинских ребятишек не установлен. Читай, школы готовы принять столько новых учеников, сколько потребуется. Сама процедура приёма ничем не отличается от той, что действует для коренных жителей региона – ребёнок принимается в школу по заявлению родителей, без каких-либо испытаний. Единственное условие – наличие регистрации по месту жительства, как известно, дети в области поступают в школу по территориальному принципу.
Официально на места в образовательных учреждениях Среднего Урала на сегодняшний день претендуют 18 граждан Украины. Очевидно, что к концу августа их станет много больше, пока люди заняты обустройством на новом месте, переживают процесс адаптации к новой жизни, определяются со своей дальнейшей судьбой.
К слову, школы области готовы принять украинских ребят.
– Будем только рады, – говорит директор школы №2 Каменска-Уральского (в городе разместился крупный пункт временного проживания) Людмила Селукова. – Наш педагогический коллектив готов к работе с украинскими детьми. Никаких проблем мы не видим. Языковой барьер несущественный, дети ведь изучали в своих школах русский язык и хорошо говорят на нём. У нас в этом отношении богатый опыт. В школе немало ребят, в чьих семьях говорят, например, на татарском языке, они вполне успешны в школе. Понятно, что на Украине они обучались по другим программам, кроме того, у многих, предполагаю, нет с собой учебных принадлежностей, табелей, дневников – люди же покидали свои дома в спешке. Но всё это, поверьте, решаемые вопросы.
Сейчас украинских ребятишек к новому учебному году готовят и уральские медики. В Министерстве здравоохранения Свердловской области пояснили, что календари прививок Украины и России отличаются. Поэтому детям беженцев проводятся необходимые для поступления в образовательные учреждения вакцинации. Кроме того, силами специалистов лечебных учреждений городов, где разместились переселенцы, проводятся углублённые медицинские осмотры граждан Украины.
Что касается неотложной медицинской помощи, то она предоставляется украинцам безоговорочно и бесплатно. Кстати, среди беженцев есть беременные женщины. Их уже заверили – система родовспоможения Среднего Урала к их услугам. Медики Среднего Урала готовы помочь появиться на свет малышам.
Обязаны помочь
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
– Мы обязаны оказать всю необходимую помощь беженцам. Главы муниципалитетов должны обеспечить создание пунктов временного размещения переселенцев и держать ситуацию на контроле. Нужно рассмотреть каждую семью. Помочь тем, кто хочет трудоустроиться или оформить документы на постоянное место жительства.
Они близки нам по духу
Александр Кердан, уральский писатель:
– Людям, попавшим в трудную ситуацию, всегда надо помогать, а уж братьям-славянам тем более. Они ведь нашей культуры. Думаю, что мы просто обязаны разместить у себя стариков и детей, которые приезжают к нам с Украины. Обеспечить их полным социальным пакетом. Детей устроить в школы и детские сады.
К мужчинам-переселенцам отношение у меня двоякое: с одной стороны, если в твой дом пришла беда, то его надо защищать. Однако воевать или нет – каждый решает для себя сам.
Думаю, что рабочие места для переселенцев у нас найдутся. Собственно, они и сами выбирать не будут. Пойдут на любую работу, лишь бы прокормить семью. Жизнь у них на новой Родине, по сути, начинается с нуля. Но вообще украинцы вызывают у меня, да и у большинства уральцев, душевное расположение, понимание. Они близки нам по духу.
Милости просим
Игорь Кириллов, председатель общественного движения «Многодетные семьи Урала»:
– Поддерживаю приезд братского народа к нам на Средний Урал. Если люди действительно будут трудиться и обустраивать свой быт, то милости просим. Да что уж говорить. Вот я сейчас строю дом на выделенном участке, и мне помогает беженец с Украины Виктор Ларин. Приехал благодаря нашим общим знакомым. По специальности строитель. В будущем планирует получить российское гражданство и жить в нашей стране.
Думаю, таких, как Виктор, немало. В Свердловской области много необработанных земель. Эти площади можно было бы отдать вынужденным переселенцам для обработки. В будущем они могут построить дома, растить детей, создавать новые семьи.
Не думаю, что возникнут какие-то трудности с устройством детей в школы. Классы можно увеличить. Не такая уж огромная у нас загруженность в школах.
Это только первая волна
Протоирей Евгений Попиченко, руководитель отдела социального служения Екатеринбургской Епархии:
– Больше всего переселенцев с Украины беспокоит вопрос жилья. Второй важный момент – это работа. Миграционная служба сейчас занимается вопросами оформления и статуса беженцев, но быстро это не решится. Увы, наши законы оказались не готовы к подобной ситуации.
Что касается настроений, которые витают среди переселенцев, то они разные. Кто-то уже успокоился, более-менее адаптировался. А вот среди вновь прибывших – а это в основном молодые семьи – проскальзывают тревога, беспокойство, непонимание того, как они смогут устроиться на Урале. У людей есть свои представления об уровне жизни и желаемой зарплате. Но, не имея определённого статуса, им сложно рассчитывать на какую-то серьёзную работу.
Но вообще беженцам с Украины оказывают помощь многие. Диспетчер нашей службы ежедневно принимает звонки, уральцы интересуются – куда они могут перечислить деньги, выражают готовность предоставить беженцам крышу над головой. Очень хочется поблагодарить людей неравнодушных, способных откликнуться на чужую беду. Думаю, это только начало, первая волна, которая дошла до Урала. В южных регионах цифры на порядок выше. И, скорее всего, приток беженцев будет продолжаться и у нас.
Затраты окупятся
Анатолий Кириллов, профессор, директор Центра Бориса Ельцина:
– Урал – край серединный, край между Европой и Азией, и он всегда был гостеприимен.
К нам едут люди, которые говорят, что возвращаться им некуда, там всё разбито. Переселенцы с Украины – это наши братья, люди близкие нам по духу и культуре. Они оказались в беде, и мы должны помочь им по полной программе. В России катастрофически не хватает населения, квалифицированных кадров. Если переселенцы закрепятся тут, то окажут большую помощь для всей страны и Урала в частности.
Только помогать надо по-настоящему, открыто, без чиновничьего ража, когда отчитываются и забывают. Нельзя сталкивать у людей, делать так, чтобы оказываемая помощь служила сигналом к какому-то противостоянию. Уже где-то разговоры пошли: не слишком ли мы много тратим? Нет, не много. Затраты эти окупятся. Увы, перегибы есть всегда. Как всегда, у нашей номенклатуры появилась возможность что-то не сделать, что-то не выполнить, и сказать – мы же туда все силы бросили! Я считаю, что это преступление перед своими обязанностями и Россией! Кстати, мы готовы принять у себя переселенцев в центре и рассказать им об истории Свердловской области.