Примерное время чтения: 8 минут
712

Агротуризм: как привлечь иностранных туристов уральской глубинкой?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ-Урал» 03/11/2020
Для того чтобы превратить ферму в агротуристическую Мекку, требуется немало вложений.
Для того чтобы превратить ферму в агротуристическую Мекку, требуется немало вложений. / из личного архива / «АиФ-Урал»

«Фермеры накормят страну!» – этот лозунг остался в прошлом, считает руководитель птицеводческого хозяйства, создатель и руководитель портала Fermer.ru Алексей Воложанин.

 

Досье
Алексей Воложанин родился в 1968 году в Свердловске. Учился на металлургическом факультете УПИ, на факультете географии Свердловского педагогического института. Работал учителем географии, инструктором по спортивному туризму. С 1994 года – фермер. Птицеводческое хозяйство Воложаниных – крупнейшее на Среднем Урале. Руководитель портала «Fermer.ru».

Наши фермеры готовы ко всему

– Алексей Евгеньевич, как пандемия сказалась на фермерах?

– Никак. Сейчас, когда с её начала прошло больше полугода, это можно утверждать однозначно. Да, некоторые фермеры испытали определённые проблемы с сезонными работниками из ближнего зарубежья, кто-то – с поставкой запчастей, но так или иначе эти вопросы были решены. Никто не закрылся, не прекратил работу. Мы ведь знаем нашу страну и находимся в постоянном тонусе, ожидая каких-то сюрпризов, умеем их встречать – наши люди готовы ко всему, особенно люди, работающие в сельском хозяйстве. Так что эта отрасль от коронакризиса как минимум не пострадала, а кто-то даже заработал побольше.

В период самоизоляции фермеры воспользовались востребованностью в доставке конечной продукции. Кроме того, люди объединялись в чат-группы по районам, домам, подъездам и заказывали продукцию оптом, а жители крупных городов поехали переживать самоизоляцию в деревню, там они покупали у фермеров продукцию и так далее. Но, говоря о прибыли, мы имеем в виду, конечно, тех, кто выпускает конечный продукт, а не тех, кто занимается, например, зерном. Они как работали раньше, так продолжали работать в период пандемии – зерно собрали, убрали на хранение или продали, вот и все дела.

К столу туристов – фермерская продукция.
К столу туристов – фермерская продукция. Фото: «АиФ-Урал»/ из личного архива

– Сегодня много говорится о том, что будущее за сельхозкооперацией. Вы с этим согласны?

– Нет, я не люблю кооперативы, но, оговорюсь, это мои личные тараканы, не имеющие отношения к общей ситуации. Да, про кооперативы я тоже много слышу, люди объединяются и… зарабатывают на этом деньги. Государство даёт субсидии и гранты на постройку, условно, фермы для КРС и на переработку – допустим, на сыроварню, а ещё на кооператив. То есть ферма – одно юрлицо, сыроварня – другое, кооператив – третье, но всё, полученное от государства, по факту попало в одни руки. Есть такие ситуации. И вообще, что такое кооператив? Сыровары закупают молоко у фермеров – кооператив это? Ну не знаю… Я вам продал условный сыр – у нас с вами кооператив? Поэтому мне не совсем понятно, что такое кооператив. Но государство выделяет на это деньги, и люди, я знаю, этим пользуются.

Новые люди приходят в сельское хозяйство

– Ни для кого не секрет, что государство в первую очередь поддерживает агропромышленные комплексы. Многие фермеры на это жалуются, но, как те ёжики, которые плакали, кололись, но продолжали есть кактус, пытаются развиваться не «благодаря», а «вопреки». В чём истоки такого упорства?

– Да, конечно, основная ставка и государства, и государственных денег – на крупные агрохолдинги. В том, что государство поддерживает сельское хозяйство, сомнений нет, но большая часть этой поддержки уходит именно на них. Фермеры тоже кое-что получают – погектарные субсидии, субсидии на ввод заброшенных полей, на корма, но за них ведь надо и ответственность нести. Я знаю тех, кто рассчитывает исключительно на гранты и субсидиальную поддержку, но это неправильный подход к бизнесу.

У людей есть деньги, и они их вкладывают, причём вкладывают в Россию, что очень радует. А ведь могли бы купить яхту или дом на Лазурном берегу.

Про поддержку от государства я бы сказал так: шёл-шёл, нашёл клад – ой, здорово! Но если рассчитывать на то, что, мол, я начну сельхозбизнес, а потом начну получать от государства субсидии, то это будет путь в никуда. Конечно, нужны свои деньги, причём те, что не жалко потерять, – у нас в стране весь бизнес рискованный, а сельскохозяйственный рискованный вдвойне. И вход в этот бизнес с каждым годом становится всё дороже и дороже.

При этом появляется всё больше новых хозяйств – это, как я их называю, фермеры новой волны, которые пришли в этот бизнес после принятия Россией антисанкций. Я очень люблю этих фермеров, с ними приятно общаться, мы говорим на одном языке, они все предприниматели.

Штамп «сельское хозяйство – это образ жизни» давно остался в прошлом, и это правильно. Вы когда-нибудь слышали, например, что «металлургия – это образ жизни»? Да, сельское хозяйство отнимает много сил, времени, денег, но назвать его образом жизни нельзя, потому что, прежде всего, мы туда приходим зарабатывать деньги.

Так вот, эти новые люди, приходя в сельское хозяйство зарабатывать деньги, привносят туда свой опыт, свой бэкграунд, который они получили в другом бизнесе, они привносят свои деньги и своё понятие о бизнесе. Единственное их слабое звено – это уверенность, что если они дадут работникам зарплату чуть больше, чем средняя по рынку, то отбоя от желающих не будет. Об это многие спотыкаются.

– А как же желание накормить страну?

– Этот лозунг тоже остался в прошлом. Давайте говорить прямо: мы в первую очередь должны заработать деньги, чтобы накормить свою семью. Основная задача фермера, как предпринимателя, – зарабатывать деньги и платить налоги, а то, что ты при этом кормишь людей, – да, это прекрасно.
Ещё раз повторю: государство по мере возможностей помогает фермерам. Говорят, что не помогает, в основном «элпэхашники». Нет, мне нравится ЛПХ (личное подсобное хозяйство), я всеми руками за ЛПХ, за сельский образ жизни. Но мне не нравится, когда человек ведёт «бизнес» в ЛПХ, нигде не зарегистрирован, не платит налоги и плачет: «Государство мне не помогает».

Агротуризм требует огромных вложений

– В представлении многих деревня – это скука, уныние, запустение. Фермеры вносят свой вклад, чтобы изменить этот стереотип?

– В разных регионах деревни разные. Скажем, всё, что севернее и восточнее Воронежа (исключая московский анклав), выглядит печально, всё, что южнее, – хорошо, глаз радуется. Но жизнь в деревне и занятие сельскохозяйственным бизнесом – это даже не «тёплое и мягкое», это «трамвай и зелёное». То есть совершено разное. Можно успешно вести сельскохозяйственный бизнес и жить в городе, как я это делал 25 лет, пока не переехал в деревню.

Если люди на последние деньги покупают в деревне заброшенный дом – это печаль и тлен. А если переезжают в деревню и создают вокруг себя инфраструктуру – это другое дело. Я видел заново отстроенные деревни, которые были брошены ещё в советские времена, видел построенные для работников дома. И я знаю теперь, что в стране есть агротуризм, к которому я, признаться, относился скептически. Скажем, сейчас я в очередной раз поеду вести прямой эфир из хозяйства в Тульской области.

– И чем оно примечательно?

– Это крупная ферма – больше 70 сотрудников, порядка 70 голов молочного КРС, 200 свиней, 500 голов овец, четыри тысячи кур, индейки, своя переработка – они делают до 400 наименований конечной продукции и имеют до 150 ежедневных заказов в Москву, Калугу, Тулу. При этом там развивается агротуризм: построены домики для гостей, есть свой фермерский ресторан, проходят разнообразные мастер-классы для детей и взрослых и так далее. И, между прочим, с началом пандемии туда активно поехали люди, чтобы пережить «нехорошие» времена. Они работали удалённо, поскольку на этой ферме есть быстрый интернет. Так что агротуризм – это очень клёвая тема! Причём это только один из примеров, по стране есть и другие.

Фото: «АиФ-Урал»/ из личного архива

Об агротуризме говорили очень давно, нам в своё время в Свердловской области предлагали какую-то чушь, дескать, прыгайте в кокошниках – развивайте туризм. Но теперь я увидел, как это делают по-настоящему. Правда, развитие агротуризма требует диких вложений. Но у людей есть деньги, и они их вкладывают, причём вкладывают в Россию, что очень радует. А ведь могли бы купить яхту или дом на Лазурном берегу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах