«На живца»
Совместные с правоохранительными органами рейды по торговым точкам Свердловской области для Уральского родительского комитета – рядовое рабочее событие. Не реже двух раз в неделю представители комитета пытаются поймать за руку недобросовестных продавцов, плюющих на законодательство и на порядочность. Тех, кто без зазрения совести продает уральским детям алкоголь. И каждый раз такие «добродетели» находятся.
- Нас приглашают на такие рейды сотрудники разных подразделений полиции, нередко их инициаторами становимся мы, - рассказывает член Уральского родительского комитета Дарья Дымова. – Дело в том, что у нас есть «горячий телефон», на который уральцы, ставшие свидетелями продажи алкоголя несовершеннолетним, сообщают неблагополучные торговые точки. Мы эти места обязательно посещаем.
Вывести на чистую воду нарушителей закона комитету и правоохранителям помогают добровольцы – две 16-летние школьницы, которые «вооружившись» мечеными купюрами, обращаются к продавцам с просьбой продать алкоголь. Если торговая «сделка» совершается, продавцу приходится общаться уже с «покупателями» в погонах, которые составляют акт об административном правонарушении. Если же за прилавком оказывается честный человек, участники рейда все равно наведываются к продавцу, чтобы сказать ему «спасибо».
Искренне полагала, что чаще грех на душу, продавая детворе алкоголь, берут реализаторы продуктовых киосков. Отнюдь. В Уральском родительском комитете заметили, что киоскеры как раз стали более ответственны, а вот продавцы и кассиры крупных торговых сетей моралью (и выполнением закона, кстати) не особо заморачиваются.
- Предположим, если мы проверим пять киосков и столько же магазинов, то спиртное девочкам продадут в двух киосках и в четырех магазинах, - говорит Дарья Дымова. – Удивительные истории случаются. Как-то, помню, штраф был наложен на продавца одного из магазинов. Мы решили проверить – подействовало или нет? Пришли с девочками. Снова продала алкоголь! Вновь акт составили. Еще пришли с рейдом. Опять продала. Казалось бы, она наших девчонок должна уже в лицо запомнить! Это было бы смешно, не будь так грустно.
К слову, участники рейда с завидным постоянством задают «проштрафившемся» продавцам один и тот же вопрос: «Вы бы продали алкоголь своему ребенку?». Ответ один: «Конечно, нет!». Как говорится, комментарии излишни.
Как с гуся вода
Сегодня Уральский родительский комитет отмечает, что результаты рейдов стали лучше – все-таки находятся те, кто не отпустят алкогольную продукцию несовершеннолетним ни при каких обстоятельствах. Но говорить о решении проблемы не приходится. Причину участники и инициаторы рейдов видят в практически символичных наказаниях. Нарушители закона отделываются смешными штрафами от полутора до четырех тысяч рублей. Такие карательные меры не воспринимаются продавцами всерьез. Заплатили и, как говорится, как с гуся вода. Поэтому Уральский родительский комитет совместно с Министерством торговли питания и услуг Свердловской области готовят письмо в Государственную думу о необходимости ужесточения законодательства в плане продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.
А главный нарколог Свердловской области Олег Забродин и вовсе неоднократно выступал за то, что продавцы – нарушители закона – должны нести уголовную, а не административную ответственность. Доступность алкоголя, по мнению специалиста, - одна из причин вовлечения подростков в употребление спиртных напитков.
При этом причинно-следственная связь «алкоголь – наркотик» очевидна. Большинство подростков, замеченных в употреблении наркотиков, до этого не брезговали спиртными напитками. К слову, сегодня на Среднем Урале алкоголь регулярно (не важно, раз в месяц или раз в неделю) употребляют 70% молодых людей, не достигших 18 лет. Можно ли при этом удивляться, что лишь 5% уральцев школьного возраста имеют первую группу здоровья? И стоит ли говорить о том, какое поколение будет строить будущее региона? Ежу понятно, хилое.
Между тем, проблему «подросток – алкоголь» можно и нужно решать. Причем, всем миром. В одиночку не справится никому. Самый эффективный способ – профилактика по всем фронтам.
- Я слышал, что сегодня возраст знакомства с алкоголем снизился до 11 лет. По-моему, близка катастрофа!, - говорит детский психолог роман Павченко. – Почему это происходит? Причины очевидны: лояльность общества (кого-то сегодня удивляет и возмущает подросток с бутылкой пива?), отсутствие антиалкогольной культуры в семье (ребенок с пеленок видит бутылку на столе по любому поводу), влияние на подростка его окружения и т.д. Кроме того, сегодня дети нередко предоставлены самим себе, у них масса свободного времени без контроля со стороны взрослых. Между тем, алкоголь они воспринимают, как способ получить удовольствие. То, что это самое удовольствие можно получить другими – позитивными – путями, детям зачастую никто не объясняет. Многие родители ссылаются на то, что занять ребенка сегодня трудно – везде нужны деньги. Согласен, проблема такая существует. Но решить ее можно, было бы желание. Знаю, во всех школах области сейчас работают бесплатные кружки или секции. Разве это не альтернатива? Пусть после них дети не выйдут на олимпийскую арену или на всероссийские творческие конкурсы (хотя не факт), ну так ведь и в подворотню с пивом не выйдут. А разве не альтернатива выходного дня, на который папа с мамой закупают спиртное, совместный поход в музей или на природу? Повторюсь, все проблемы, включая занятость ребенка, можно при желании решить. А это желание должно быть огромным. В противном случае, будет поздно.