Примерное время чтения: 8 минут
209

Светлый народ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ-Урал» 16/11/2011

Манси Среднего Урала нуждаются в помощи. Только вот вопрос: как ее оказать, не навредив малочисленному народу? Об этом, в частности, мы беседуем с гостем «АиФ-Урал» уполномоченным по правам человека Свердловской области Татьяной Мерзляковой.

Две беды

- Татьяна Георгиевна, вы регулярно навещаете манси, которые живут в Ивдельском районе. Действительно этот народ на Среднем Урале на грани вымирания?

- С того времени, как я с ними познакомилась, манси было 196 человек. Они живут, дети рождаются, учатся, кто-то уезжает учиться дальше в Ханты-Мансийский университет. Хотя и к нашим вузам у меня нет вопросов, педуниверситет даже сам приглашал мансийскую молодежь. Знаете, манси есть и в Екатеринбурге, они выбились, получили образование, их уже в то «родовое поместье» и не затащишь. Но есть такие манси, которых никогда оттуда не вытащишь. Вот я сколько раз предлагала молодым девчонкам Тане с Леной, мол, давайте поступать в Серовское медучилище. Было бы очень кстати, в поселении же свои медики не помешают, там сегодня трое ребятишек в возрасте до года. Нет! Боятся. В Серове же такой шум, суета… В Ивделе-то шум, а там тем более. Представляете? Они живут от Ивделя в обойме двухсот километров, там уже тайга.

От вымирания этот народ действительно надо спасать, но каким способом… я пока не знаю.

- Пожалуй, впервые в вашем голосе я слышу неуверенность.

- Чего я боюсь… Проще всего сегодня проложить туда дорогу. Я очень рада, что было принято и реализовано решение подсыпать 150 километров дороги до Ушмы: то, что она сейчас из себя представляет и что было раньше, - огромная разница. В Ушме, как вы знаете, для манси построили десять домиков, девять из которых заселено. Но две семьи так и не стали переезжать из юрт Тресколья - это выше на 12 километров. Причина - как раз дорога. Стали к ним туристы приезжать, экстремалы. И они манси… поят. Правда.

Я не могу сказать, что манси пьяницы. Они даже меньше, чем мы, пьют. Просто им вообще пить нельзя. Некоторые вообще в рот спиртного не берут. А те, кто пробуют (в том числе женщины), начинают попивать.

- Иммунитета к алкоголю, видимо, нет?

- Нет совсем! Не пили же они вообще никогда! Я летала в Ханты-Мансийск, смотрела, как там живут манси. Там, к сожалению, тоже такая беда есть. Поэтому и встает вопрос - что делать, чтобы сохранить им ту жизнь, которая им нравиться? Как помочь им выживать? Приближать ли к ним цивилизацию? Политики кричат: «Приблизить цивилизацию!». Но ведь, повторюсь, две семьи не захотели покинуть Тресколье. Они там родились, выросли и решили там жить. В юртах.

Сегодня власть можно заставить сделать все, что угодно. Например, дороги там построить. Но, думаю, торопиться не стоит.

- Но должен же быть какой-то выход?

- Один из вариантов - создать там этно-парк, заповедник. Мне кажется, если это получится, Ушму можно будет спасти. Манси тогда будут при деле. И к тому же там есть несколько человек, которые в состоянии быть организаторами. Они непьющие люди и вполне могли бы сдержать наших туристов от желания угостить. (Я вообще, не понимаю этого желания!) Эту идею вынашивает и Валера Анямов - он самый из них грамотный, окончил филиал Санкт-Петербургского института кинематографии и вернулся.

Есть у манси еще одна проблема, и это не секрет. Наши мансийские ребята практически не женятся. Ведь для этого надо иметь возможность знакомиться. У себя же в поселениях практически все родственники, да и любовь должна же быть, а не выбирать, как говорится, из того, что есть. Поэтому надо создавать условия для общения, организовывать мероприятия совместные с манси Ханты-Мансийска. Вот дорогу туда сделают, осталось-то всего 60 километров, думаю, будет проще решить эту проблему.

Поклонение солнцу

- Татьяна Георгиевна, чем живут уральские манси?

- Конечно, там большинство или безработные или пенсионеры. Промыслы помогают. Добывают грибы, ягоды, рыбу, продают. И в сезон они имеют возможность заработать. 15 мансийских ребятишек учатся в школе-интернате Полуночного, там им преподают основы народных коренных ремесел. К тому же живы носительницы и искусства, и ремесла, и языка. Именно наши манси это все сохранили. Они занимаются обработкой кожи, бересты, бисероплетением. Одежду шьют, унты. Это все издревле идет.

Они очень верующие люди. Поклоняются природе и более всего солнцу. У них много обычаев. Воду, например, носят только женщины. Помню, снимок в СМИ был, где я с коромыслом. Это нормальное, обычное явление, просто вовремя сняли. Не заставлять же бабу Шуру мне воду носить, а если бы кто-то из моих сотрудников-мужчин ее понес, манси не стали бы их уважать. Поверьте, это очень хороший, светлый, искренний народ. Абсолютно бесхитростный. Люди, не смотрящие телевизор. Это о чем-то говорит? Мне кажется, я оттуда совершенно другой приезжаю, и в душе вопрос: «Правильно ли мы живем?».

- Мансийские ребятишки учатся в школе-интернате, а потом…

- Думают, куда пойти учиться. Некоторые едут в Ханты-Мансийск. Девочки выходят там замуж, иногда очень удачно, как Анечка Анямова. Хотя Анечка - это особый случай. Она лучшая носительница родного языка и была самой грамотной студенткой Ханты-Мансийского университета. Большая умница! Ей прочили аспирантуру. Но… она вышла замуж, уехала в дальнюю юрту, там, в округе, родила мальчика и девочку и живет там счастливо с мужем. Словом, кто-то возвращается сюда, кто-то нет.

- С тех пор, как область и лично вы взяли манси под опеку, как изменилась их жизнь?

- Решаются какие-то важные проблемы. Появилась связь, например. Теперь я спокойна, они теперь могут (я сама попробовала) дозвониться и до полиции, и до МЧС… Раньше и этого не было. Помню, я в свое время панику подняла. Первый раз ночевала в юрте, а там был месячный мальчишка (нынче он уже в первый класс пошел). Я не увидела ни одной таблетки, никаких лекарств, ничего! И связи нет. Для них это нормально, они травы, корни какие-то добывают. А я вернулась в шоке! И сразу к губернатору. Потом к манси впервые поехала бригада наших врачей из областной больницы. Что интересно, ребятишки манси гораздо здоровее наших.

ДОСЬЕ:

Татьяна Георгиевна Мерзлякова родилась на Алтае. Окончила факультет журналистики УрГУ. С 1979 по 1996 - работала в районной газете «Режевская весть», последние 7 лет - редактором. С 1996 по 2000 г. - депутат Областной думы. 2000 - советник председателя правительства Свердловской области по социальным вопросам. В 2001 году была избрана на должность уполномоченного по правам человека, неоднократно в ней утверждалась.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах