Богословский алюминиевый завод снова оказался в центре внимания. На предприятии идет демонтаж оборудования для производства алюминия в одном из корпусов. По мнению рабочих, вслед за демонтажем могут последовать увольнения. Кроме того, заводчанам до сих пор никто не представил плана по модернизации предприятия, часть оборудования которого нуждается в обновлении.
Демонтаж оборудования
Богословский алюминиевый завод для жителей Краснотурьинска - что молоко матери для грудного ребенка. Встанет завод - не поздоровится всем жителям города. Сегодня на градообразующем предприятии трудятся свыше 3 тысяч человек, причем более тысячи из них - на алюминиевом производстве. Других крупных предприятий в городе попросту нет. Естественно, что любое нововведение руководства БАЗа вызывает у заводчан тревогу и беспокойство.
Еще в декабре прошлого года в первом корпусе БАЗа начался демонтаж оборудования для производства алюминия, что не могло не насторожить рабочий класс. Вскоре процесс был заморожен из-за наступивших холодов - холодный воздух конденсировался, и замерзали отбойные молотки. Однако с 1 апреля процесс демонтажа был запущен по новой. Сейчас из цеха убирают электролизеры. Рабочие не на шутку разволновались.
- Нам непонятно, для какой цели идет демонтаж оборудования в первом корпусе, - говорит лидер профсоюза электролизного цеха БАЗа Вячеслав Немцов. - Проекта модернизации цеха нам никто не представил, когда и как долго тут будет идти капитальный ремонт, нам не ясно. Мы хотим уверенности в завтрашнем дне, а ее пока нет. Сегодня закроют один корпус, а завтра может дойти и до увольнения заводчан.
На предприятии между тем просят не драматизировать ситуацию по поводу демонтажа в первом цехе. По словам представителя ОК РУСАЛ по связям с общественностью в УрФО Романа Лукичева, все действующие серии электролиза на БАЗе работают в штатном режиме, выводить их из строя руководители предприятия не намерены. «Демонтируется только оборудование в уже не работающем цехе. И вообще, в 2011 году БАЗ произвел на 9% больше алюминия, чем годом ранее», - рапортует Лукичев.
Как бы не превратиться в помойку
Еще одной важной проблемой для заводчан обещают стать наполеоновские планы руководства БАЗа по увеличению объемов производства. При этом заработную плату рабочим никто поднимать не торопится. Скорее всего, она останется на прежнем уровне. Естественно, что рвать жилы за те же деньги рабочие не хотят. Лукичев на это парирует, что пока никто увеличивать объемы работ для заводчан не будет, и добавляет, что предприятие и так вынуждено содержать часть заводчан, которые не задействованы в производстве.
Планируют избавиться на БАЗе и от социальной составляющей, которая, надо признать, съедает немало денег у предприятия. На баланс города планируется передать заводской бассейн, Дворец культуры «Металлург» и очистные сооружения. На предприятии заявляют, что администрации города будет проще содержать очистные сооружения, тем более что БАЗ ими совсем не пользуется. Вот только потянет ли город их содержание - большой вопрос. Многие жители Краснотурьинска не уверены, что администрации это под силу, и ожидают, что в ближайшее время город превратится в помойку.
Планы по модернизации
Главная претензия рабочих предприятия к руководству заключается в том, что БАЗ до сих пор не озвучил программу по капитальному ремонту предприятия, которое очень нуждается в обновлении и модернизации. На днях министр промышленности Свердловской области Александр Петров подтвердил, что РУСАЛ до сих пор не представил властям план по модернизации завода в Краснотурьинске.
- Мы бы очень хотели наконец увидеть проект модернизации предприятия, однако руководители нас только кормят завтраками и ничего не предоставляют, - продолжает Вячеслав Немцов. - Ходят слухи, что на днях какой-то проект представят в правительство области, но пока у нас в этом уверенности нет. Рабочие же не хотят жить одним днем, им нужна стабильность и уверенность.
Между тем на БАЗе говорят, что план модернизации напрямую зависит от заключения сделки по Богословской ТЭЦ, которая должна перейти в собственность РУСАЛа. Пока предприятие не может договориться с «КЭС-Холдингом» о передаче ТЭЦ. Вопрос, как всегда, упирается в деньги.
- У нас есть два разногласия по оценке старой станции: рост тарифов и срок действия станции, - говорит директор по стратегии РУСАЛа Максим Соков. - По сроку действия станции ответ может дать Ростехнадзор, по тарифам - актуализированный тариф в срезе по конкретному (свердловскому) региону может предоставить Минэкономразвития. Мы неоднократно говорили, что по этим двум ключевым критериям, которые влияют больше всего на оценку старой станции и являются основополагающими в нашем расхождении по оценке, надо привлечь некую третью сторону, потому что оценщик использовал предположения менеджмента «КЭС-Холдинга».
- Договоренности с «КЭС-Холдингом» никак не могут повлиять на то, будет ли завод работать, - добавляет первый заместитель генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьев. - План по модернизации завода у нас готов, мы ждем встречи с правительством Свердловской области. Я надеюсь, в апреле мы встретимся, обсудим те расчеты, которые у нас сейчас уже есть. В рамках этого плана, насколько мне известно, губернатор направил письмо в Росатом по вопросу тарифа на электроэнергию, необходимого для того, чтобы завод модернизировался.
Совсем другое мнение у депутата Государственной Думы Александра Буркова. Он считает, что демонтаж оборудования в одном из корпусов завода - только первая ласточка. Впоследствии БАЗ может полностью отказаться от электролизного производства, из-за чего работу могут потерять более тысячи человек.
- Руководители БАЗа делают все возможное, чтобы на заводе умерло электролизное производство, - говорит он. – РУСАЛ до сих пор не представил план модернизации БАЗа. Руководители пытаются купить за гроши Богословскую ТЭЦ, хотя оценку стоимости станции давала международная компания. На БАЗе балом правят олигархи. И если им завтра вдруг надоест предприятие, большого труда закрыть производство и завод для них не составит. В итоге государство же и пострадает. Придется выплачивать заводчанам деньги по безработице. Закон о национализации таких предприятий уже внесен в Государственную Думу. Я его активно продвигаю. Если не национализировать крупные предприятия, то произойдет примерно то же самое, что с Екатеринбургским мясокомбинатом и Баранчинским электромеханическим заводом, которые разорил Павел Федулев.