Примерное время чтения: 6 минут
1780

Многие детсады и школы переходят на автономную систему управления

Фото: tvoysadik.ru

Екатеринбург, 18 сентября, АиФ-Урал. В Свердловской области все больше школ и детских садов переходят на автономную систему управления.

Что дает автономия?

Начать следует с того, что все учреждения бывают трех видов: бюджетные, казенные и автономные. У автономных есть ряд преимуществ. Они имеют возможность самостоятельно формировать штатное расписание и план хозяйственной деятельности. Им, в отличие от казенных и бюджетных организаций, деньги выделяются сразу на год, и они сами ими распоряжаются. Также у них есть наблюдательный совет, в который входят и родители детей. Контролирующий орган следит за тем, на что и куда уходят деньги, решает, сколько потратить на ремонт, сколько на закупку нового оборудования и т.д. Все траты согласовываются. Также автономные организации могут и должны заниматься платной дополнительной деятельностью. Это различные секции, кружки, клубы по интересам. Все средства, полученные от их работы, переходят в распоряжение непосредственно автономного учреждения.

Министерством образования Свердловской области сформирован реестр образовательных учреждений, которые до 1 января 2013 года перейдут в статус автономных. Сейчас в Екатеринбурге их 20. Всего по области 250 учреждений начинают переход к автономной системе управления.

«Существует миф, что если учреждение автономное, то образовательные услуги платные. Это не так. Среднее образование у нас бесплатное. Это гарантировано статьей 43 Конституции РФ. Платные же услуги могут предоставляться и в казенных, и в бюджетных учреждениях. И любой родитель может отказаться от них. Сначала дети получают то, что входит в обязательный минимум, после – что угодно. Разумеется, все по желанию», – рассказал заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Павел Креков.

В конце недели будет проходить обучение тех, кто работает в учреждениях, принявших решение об автономности. По словам заместителя министра, заработная плата сотрудников в учреждениях, имеющих статус автономных, на 15% выше.

Как живут автономные учреждения?

Чтобы увидеть на деле все новшества, мы посетили лицей №110 по улице Бажова, 124 и детский сад №103 на Новгородцевой, 3а.

«Я очень довольна новой системой, потому что все деньги, которые зарабатываются школой на дополнительных услугах, тратятся непосредственно на нужды наших детей, на то, чтобы им было комфортней учиться. Также это материально стимулирует педагогов. Мы видим отчеты о том, как расходуются выделенные нам деньги, участвуем в их распределении», – рассказала «АиФ-Урал» Елена, мама двоих учеников лицея №110.

За последние два года, как лицей перешел на автономию, он заметно изменился в лучшую сторону: стал красивым, ухоженным – приятно посмотреть. Была отремонтирована кровля, спортивный зал, построен стадион.

«Я считаю, что переход к автономии – это важный этап в нашем развитии. Все, что заработали сами и сэкономили, мы тратим на покупку оборудования, новой мебели, на обучение учителей, их материальное стимулирование, – рассказала директор МАОУ «Лицей №110 имени Л.К. Гришиной» Ирина Виноградова. – Средняя зарплата педагога в нашем лицее – около 30 тысяч рублей».

Как мы выяснили, план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения составляется в конце календарного года. Наблюдательный совет обсуждает и утверждает его. Таким образом, мимо его глаз ничего не проходит. В течение года публикуются отчеты об использовании денежных средств.

«Мне нравится работать в автономном учреждении, – говорит Валентина Комолова, учитель экономики. – Мы одни из первых в городе перешли на такую систему управления, а быть первооткрывателем всегда интересно. Теперь почти в каждом классе у нас имеются проекторы, интерактивные доски, а это повышает возможности учебного процесса как для нас, так и для учеников».

Что касается детского сада №103, то там автономия существует всего 9 месяцев, но результаты уже налицо. «Мы за это время отремонтировали полы, музыкальный и спортивный залы, поставили стеклопакеты, новые двери, закупили хорошую мебель, полностью подготовили медицинский кабинет, – рассказала заведующая МАДОУ «Детский сад №103 «Родники» Нина Шлыкова. – Теперь мы сами, к примеру, можем выбрать поставщика продуктов питания, у которого не только самые дешевые продукты, но и самые качественные, ведь речь идет о наших детях».

За умеренную плату (70–80 рублей за занятие) детишкам оказываются услуги развивающего и оздоровительного характера. Многими секциями руководят сами воспитатели, что позволяет им подзаработать. Оплачивается родителями кружок по факту. «Эти кружки мы ввели только после того, как провели маркетинговое исследование среди родителей. Они работают только после обязательных занятий», – объясняет Нина Шлыкова.

В наблюдательный совет детского сада входит 9 человек (их количество может варьироваться от 5 до 11): трое от учредителей, трое от общественности, в том числе и родители, и три человека – работники садика. Собирается совет не менее одного раза в квартал – и чаще, если есть необходимость.

Вопросы без ответов

Почему раньше учреждения не могли организовывать дополнительные платные секции и кружки, ведь, по мнению специалистов, это приносит столько дополнительных возможностей? Об этом мы спрашивали и у Крекова, и у директора лицея, и у заведующей садиком, и у родителей, и у учителей – никто не смог внятно ответить на вопрос. Также мы пытались выяснить, существуют ли какие-то минусы, подводные камни автономной системы, – но все, с кем мы пообщались, в один голос говорят только о том, как здорово стало теперь им жить. То ли правда автономная система управления такая безоблачная и скоро все учреждения на нее перейдут, то ли нам, как всегда, чего-то недоговаривают…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах