Эйфория от самого факта, что нам, уральцам, доверяют провести у себя такие глобальные международные мероприятия, как «ЭКСПО-2020» и мундиаль, постепенно сменяется трезвыми мыслями о будущем. И теперь уже даже чиновникам ясно: просто так «освоить» федеральные деньги и «закидать шапками» зарубежных гостей не получится. А от того, как мы их встретим, будет зависеть, что о нас подумают люди во всем мире.
Не опозориться бы…
«В последние несколько лет власти Свердловской области и Екатеринбурга только и говорят, что о грядущих международных встречах, о чемпионате мира по футболу и выставке «ЭКСПО-2020», - пишет нам житель столицы Урала Максим Кречетов. - А я вот думаю - не рано ли нам принимать зарубежных гостей в таком масштабе? Нет, кое-какой опыт у нас, конечно, имеется - выставки «ИННОПРОМ» и «Оборона и защита», саммиты ШОС и БРИК... Все это, конечно, важные мероприятия, однако уже через несколько лет нас ждет совсем другой уровень. Люди-то на Урале живут хорошие, хлебосольные, но вот что касается качества жизни - тут есть о чем задуматься. Например, у нас в доме чуть ли не каждую неделю воду отключают, лифт постоянно ломается, а мусор с помойки не вывозится неделями. Строим пятизвездочные отели, а у самих в центре города урн не хватает. Не опозоримся ли мы перед дорогими гостями - вот в чем вопрос».
Действительно, построено у нас в Екатеринбурге на сегодняшний день немало. Но еще больше предстоит построить. Как сообщил «АиФ-Урал» главный международный консультант заявочного комитета «ЭКСПО-2020» Хуан Корреас, проведение выставки - мощный экономический толчок для развития региона: «Будет построен новый город со всей инфраструктурой. Выставка будет способна принимать 280 тысяч человек каждый день. Под строительство площадки уже выделено 555 гектаров земли. Гостей города надо где-то разместить - появятся новые гостиницы. Значительно улучшатся транспортные возможности региона. Будут усовершенствованы подъездные пути к городу. Мы предполагаем, что 50% гостей приедут в Екатеринбург на своем транспорте. Также в ближайшие годы продолжит развитие аэропорт Кольцово, который будет принимать гостей со всего мира…».
Комментарий: | |
---|---|
Гендиректор заявочного комитета «Екатеринбург ЭКСПО-2020» Эрик Бугулов: - Мы считаем, что проведение в Екатеринбурге Всемирной универсальной выставки - это уникальная возможность для всего мирового сообщества заново открыть для себя город, заложенный по указу Петра Великого. В городе создана современная деловая инфраструктура, по количеству и разнообразию музеев, театров, художественных галерей Екатеринбург не уступает любому другому крупному мировому мегаполису… |
Стоит отметить, что в случае одобрения заявки, к нам могут приехать главы 70 государств мира, сотни министров. Общее же количество гостей составит десятки миллионов человек.
Между тем огромный выставочный центр «Екатеринбург-ЭКСПО» медленно, но верно погружается в кольцовские болота. Ситуация с уборкой снега зимой и грязи летом стала уже притчей во языцех. Прибавьте к этому километровые дорожные пробки, постоянные аварии в системе ЖКХ, ужасающую экологию, высокий уровень преступности, тысячи объектов ветхого и аварийного жилья…
Другая планета
Менеджер по продажам хлебобулочных изделий Райт Дэвис (США) живет в прибрежном курортном городе в Южной Каролине. По его словам, для большинства американцев Россия - непонятная страна. А уж Урал во главе с Екатеринбургом - и вовсе чуть ли не другая планета. Регулярные визиты Райта в Екатеринбург - дань русской родне: его жена родом из Екатеринбурга. В столице среднего Урала американец гостил два раза: в 2005 и 2012 годах. Оба раза - месяца по два, так что Райту удалось вкусить все прелести уральской жизни.
«Первое, что меня поразило, - это окурки на асфальте и газонах», - рассказывает Райт. Молодой американец, который вопреки пропаганде здорового образа жизни в их стране много курил, в какой-то момент не обнаружил рядом с собой урны. Бросив сигарету на землю, он пришел в жуткое возбуждение: мгновенно почувствовал себя настоящим разбойником, противоправным элементом. «Признаюсь, это был первый окурок в моей жизни, брошенный на землю. И - последний. У нас за такие дела штрафуют на огромные суммы. Да и некрасиво это», - уверен Райт.
Только цифры | |
---|---|
|
Грязь и кучи мусора вне помоек - второй момент, который искренне огорчил Райта: «Дома с семьей и друзьями мы обожаем устраивать пикники прямо на городских лужайках. Я думал, мы в Екатеринбурге с женой также устроим импровизированный пикник. Но… увидев на газонах все эти бутылки, пакеты, пачки из-под сока, я отказался от своей затеи». Также Райт недоумевал, когда видел несанкционированные свалки в городе и за его чертой. «Что это? - спрашивал он у своей русской жены, указывая через окно электрички на горы мусора, скрывающие под собой летнюю зелень. А как объяснишь иностранцу, что на Урале это в порядке вещей?
Третьим моментом, который словно вернул Райта в Америку времен Дикого Запада, стало посещение дачи семьи его русской жены. Это нам кажется абсолютно естественным проводить выходные за чертой города: днем - дергать сорняки на грядках, а вечером - давать жару в покосившейся бане. Райт же этого удовольствия не оценил: «Это напоминает мне Америку времен Дикого Запада».
«Очень много мафии...»
Преподаватель экономики в школе Херберт Виммер (Австрия) бывал в Екатеринбурге не раз. Интересно было, как люди живут в российской глубинке - не в Москве с ее Красной площадью и матрешками и не в Санкт-Петербурге с его разводными мостами.
Кстати | |
---|---|
На территории России «ЭКСПО» не проводилась еще ни разу. Помимо Екатеринбурга заявки на ее проведение подали Дубай (ОАЭ), Измир (Турция), Аюттхая (Таиланд) и Сан-Паулу (Бразилия). В марте Екатеринбург посетит инспекционная комиссия Международного бюро выставок. Цель поездки - оценить подготовку нашего города к проведению престижной международной выставки. |
В первый раз столица Урала предстала глазам любопытного австрийца еще в 1994 году. Темный и грязный аэропорт, серые стены домов, серые дороги. И даже люди, казалось, были серого оттенка: «Нас привезли в гостиницу и запретили куда-либо выходить без сопровождения. Как нам объяснил гид, по улицам Екатеринбурга ходит очень много мафии...».
Но было много хорошего. «Люди в Екатеринбурге очень дружелюбные и доброжелательные. Помню, что как-то, нарушив запреты, я решил прогуляться по улицам вашего славного города. И, конечно, заблудился. Ни телефона, ни разговорника у меня с собой не было, - улыбается Херберт. - И вот бреду я, уже смеркается. Набравшись смелости, начал спрашивать у людей, где мой отель и как туда пройти. И даже те русские, что не понимали моих вопросов, пытались понять, помочь. Никто не хотел меня обокрасть или убить, чем нас тогда пугали. Наконец мне повезло, две девушки, хорошо говорившие по-английски, объяснили мне, как вернуться в гостиницу. До сих пор название улицы помню - Малышева».
Во второй и третий раз Херберт оказался в Екатеринбурге в 2006 и 2012 годах. По его словам, далеко не сразу узнал город: «Появилось много новых домов и строений, аэропорт изменился. На улицах стало чище». И, конечно, в очередной раз австрийское сердце покорили русские угощения: «На порядок вкуснее, чем в Австрии. На завтрак в отеле даже... мидии подавали!».
Впрочем, кое-что омрачило пребывание Херберта в столице Урала. Во-первых, огромные очереди и неприветливый персонал на главпочтамте, где иностранным гражданам необходимо зарегистрироваться. Во-вторых, гремящие, устрашающего вида трамваи: «Они мне совсем не понравились, нужны новые. Или уже появились?».
Лучше ходить пешком
Беранжер Ланглуа, преподаватель французского языка в «Альянс Франсез» в Екатеринбурге (некоммерческой организации, работающей под началом посольства), полагает, что в столице Урала непременно нужно коренным образом менять отношение свердловчан к общественному транспорту:
- В целом Екатеринбург очень приятный город, я чувствую себя хорошо здесь и летом, и зимой. Если не пользоваться транспортом, а ходить пешком, то вообще все замечательно. Мне очень нравится Плотинка - простое, чистое, уютное место для отдыха в самом центре города. Но вот что мне категорически не нравится, так это система общественного транспорта. На дорогах автомобилисты всегда правы, часто приходится наблюдать, как трамваи стоят и пропускают легковой транспорт. Это ненормально, когда 50 пассажиров должны уступать дорогу двум людям в частном автомобиле. У общественного транспорта должен быть приоритет на дорогах, только тогда можно будет как-то существовать в этих пробках. Но для этого нужно полностью пересмотреть всю транспортную систему. Плюс следует развивать сеть метро, чтобы облегчить жизнь пассажирам.
Но что хорошо в транспорте Екатеринбурга, так это такси, аналогов которому нет нигде: быстрое и недорогое. Надеюсь, вам удастся его сохранить.
Было бы неплохо сделать что-то, чтобы гостям города было легче в нем ориентироваться, - побольше указателей, карт, схем, инструкций с полезными адресами и телефонами.
Ну и, конечно, в таком богатом с точки зрения природы и культуры регионе стоит развивать туристическое направление, привлекать гостей, рассказывать о вашем достоянии. Ведь для среднестатистического иностранца Россия - это Москва и Санкт-Петербург, реже - Волга и Транссиб. Но такого пункта, как Екатеринбург, на карте России для него просто не существует… Это большое упущение.
Я часто общаюсь с представителями французских компаний, которые работают в столице Урала, и знаю не понаслышке: условия попадания на рынок и возможности там удержаться для русских и французских предприятий неодинаковы. Но почему-то французы заботятся о том, чтобы не разрушать экологию и восхитительную природу региона, а местные - очень редко. А поскольку органы надзора коррумпированы, а руководители предприятий безответственны - это очень большая проблема. Из-за нее простые жители не могут в выходные просто поехать и искупаться в Шарташе…