56

«Рудимент» советской эпохи, или За чем стоим, граждане?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ-Урал» 20/03/2013

Рыночные отношения, пришедшие на смену «развитому социализму», до неузнаваемости изменили жизнь большинства уральцев. Но они не смогли уничтожить самый «железобетонный» оплот советской эпохи - очереди.

- Мне доченька постоянно посылочки шлет из Нижнего Новгорода, поэтому на почте я частый гость, - рассказывает семидесятилетняя старушка из Екатеринбурга Мария Никитична Кулькова. - Ужас, конечно, что творится в отделениях. Чуть ли не до драк доходит в очередях. Некоторые готовы разорвать почтовых работников, хотя они, конечно, тут не при чем. У моей знакомой из второго подъезда прямо в очереди сердечный приступ случился. Ее прямо из отделения в больницу отвезли. Сейчас я умней стала. Езжу к 9 часам утра на почту за посылкой. Только таким способом можно избежать нервотрепки. Но если хоть на 10 минут опоздаешь - пиши пропало. Полдня точно проведешь в очереди…

Никуда не исчезли

Поколению уральцев, появившемуся на свет в 90-е годы прошлого века и позже, уже не понять смысл вопроса: «За чем стоим, граждане?». Хотя в Советском Союзе очередь была такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как дом и работа. Стояли фактически за всем: за колбасой, водкой, туалетной бумагой, кухонными гарнитурами, дубленками, бытовой техникой, книгами… В конце 80-х к понятию «дефицит» в стране относилось почти 90% товаров народного потребления. И талонная система от этой ситуации почти не спасала.

На каждом шагу

Однако на дворе у нас уже третье десятилетие царит капитализм, а такой феномен, как очередь, никуда не исчез. Он попросту сменил «акценты». И если продукты или одежда уже давно не вызывают у свердловчан «советского» ажиотажа (были бы деньги!), то такие блага, как доступное жилье или бесплатная медицина, до сих пор в дефиците.

Некоторые очереди возникают и «рассасываются» у нас почти стихийно. Другие формируются в определенный час дня или время года. Например - в метро Екатеринбурга. На ряде станций в часы пик у окошечек по продаже жетончиков возникает настоящее столпотворение. На «Геологической» можно простоять 15-20 минут, и далеко не всегда администрация подключает к работе дополнительного кассира. Или взять длинные «хвосты» в сберкассы при оплате ЖКХ. Мало того, что коммунальщики обманывают нас на каждом шагу, уральцы тратят массу времени, чтобы рассчитаться за их сомнительного качества услуги.

Добавьте к этому очереди в поликлиниках и на почте, сезонный ажиотаж по загранпаспортам, давки на распродажах, столпотворения у банкоматов в дни зарплаты, хождения по госучреждениям за любыми справками или выписками...

В другой жизни

- Ипотеку при наших зарплатах нам с мужем не дадут никогда, - рассказывает мать троих детей Алевтина Тушнова. - И мы попробовали получить землю в черте Екатеринбурга, чтобы со временем построить свой дом. Но когда нам сказали, что в очереди мы не попадаем даже в первую тысячу, - отказались. Через несколько лет старшая дочка вырастет, и мы вообще лишимся статуса «многодетных»…

Действительно, сегодня в МУГИСО в очереди на землю стоят 6 тысяч многодетных семей. А получить участок смогли всего 135. «К нам обращается большое количество многодетных семей. Но силами только уполномоченного по правам человека этот вопрос не решить», - говорит областной омбудсмен Татьяна Мерзлякова.

Почтовые страсти

Практически во всех отделениях свердловского отделения «Почты России» в Екатеринбурге сложилась критическая ситуация с выдачей и отправкой корреспонденции. Очереди бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Людям порой приходится тратить часы, чтобы получить свою посылку. Многие не выдерживают, срываются на крик, а потом разворачиваются и уходят.

На заметку
Проблема с загранпаспортами возникает в Свердловской области практически ежегодно. Накануне сезона отпусков здание на улице Крылова, 2 в Екатеринбурге становится осаждаемой крепостью. Чтобы раздобыть талончик на получение загранпаспорта, свердловчане начинают занимать очередь в 5 утра, а то и раньше. Между тем у уральцев есть вполне реальный шанс получить заветный документ без всяких очередей и нервотрепки. Такую возможность дает Всемирная паутина. В апреле 2010 года начал работать единый интернет-портал www.gosuslugi.ru. Именно он позволяет без очередей и нервов, в удобное время, экономя деньги на проезд, сдать документы. Чтобы воспользоваться услугами портала, необходимо пройти регистрацию. Процедура эта одноразовая и бесплатная. Но не забудьте, что вам предстоит заплатить госпошлину.

Заполняете анкету, проверяете правильность введенного e-mail и номера мобильного телефона, получаете по почте заказное письмо с кодом активации учетной записи портала госуслуг.

Отметим, что,по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, выявлено, что с точки с точки зрения клиентов основной проблемой в отделениях почты действительно является скорость обслуживания. По корпоративным стандартам всероссийского почтового оператора, очередь к окну оператора не должна превышать 4 человек. В свердловских же отделениях очереди порой превышают этот показатель в десять раз.

 

- Наплывы клиентов в городских отделениях связи имеют периодический характер, - отмечает начальник екатеринбургского почтамта Татьяна Фомина. - Это может быть вызвано следующими факторами: увеличением потока отправлений в канун праздников, длительностью обработки корреспонденции, поступающей из-за рубежа. Увеличение потока клиентов в отделениях также наблюдается, особенно в период отправки налоговых уведомлений.

Также почтовые работники отмечают, что причина возникновения очередей кроется в нехватке сотрудников, так как зарплаты крайне маленькие. Также за последний год наблюдается рост числа пересылок.

Кто крайний за здоровьем?

Очереди в поликлиниках - бич современной медицины. На то, чтобы попасть к нужному специалисту, у людей уходят дни, недели и даже месяцы. И не помогает здесь ни электронная запись к врачам, призванная решить проблему с очередями, ни часовые бдения под дверью поликлиник. Некоторые занимают очередь чуть ли не с ночи…

На заметку
В городском управлении здравоохранения уверяют, что выход есть:

- В тех случаях, когда участковый терапевт или узкий специалист находятся на больничном или в отпуске, пациент имеет право обратиться в регистратуру или к заведующему поликлиникой для назначения лечения у другого специалиста, - рассказала «АиФ-Урал» официальный представитель управления здравоохранения Екатеринбурга Екатерина Макашина. - Что касается сроков ожидания плановой первичной медицинской помощи, то она не должна превышать двух недель, исключая состояния, требующие неотложной помощи…

«Я несколько раз выстаивал очередь на запись к ревматологу, - рассказывает наш читатель, пенсионер Андрей Владимирович, проживающий на Уралмаше. - Занимал с раннего утра, но талоны заканчивались на первых двух счастливчиках».

По словам специалистов управления здравоохранения Екатеринбурга, главная проблема поликлиник сегодня - неукомплектованность медицинскими кадрами. Жителям небольших городов и поселков приходится еще сложнее: в местных поликлиниках узких специалистов порой не сыскать днем с огнем - не едут туда медики работать! А на то, чтобы записаться в областной центр, уходят месяцы.

Система электронной записи, реализованная в областном центре и некоторых других городах, - далеко не всегда спасение. Если специалистов мало и запись к ним не ведется - Интернет тут не поможет! А пожилым людям электронная запись и вовсе оказывается во вред. «Кто-то лежит на диване и записывается, а мы с 5 утра стоим и попасть не можем!» - возмущена 76-летняя пенсионерка Екатерина Михайловна.

Обманутые кошельки

Очереди в торговых центрах, увы, не редкость и в наше время. Правда, в большинстве случаев давки в примерочных - явления искусственного происхождения. Маркетологи идут на разные уловки, конечная цель которых - вызвать ажиотаж и сбыть как можно больше товара, в том числе и неликвидного. Броское название акции, объявления о беспрецедентных скидках - и очереди из покупателей вам обеспечены.

«Народу - как на день Победы! - делится впечатлениями от ночи распродаж екатеринбурженка Лариса. - Съездили - были в шоке! Для начала не смогли припарковаться - просто негде, в примерочных магазинов - очередищи. Через полчаса заболела голова от такой суматохи, и уехали домой спать. Правда, еще час выбирались - вся территория вокруг ТЦ была заставлена автомобилями!».

Ночи распродаж, которые регулярно устраивают крупные торговые центры Екатеринбурга, - один из маркетинговых ходов, призванных максимально повысить продажи. Да, кому-то и правда удается купить вожделенную вещь с большой скидкой. Но для многих покупателей подобные мероприятия заканчиваются тем же, что и для нашей читательницы. При этом люди покупают совсем не те вещи и совсем не по таким ценам, как ожидали. Но…не уходить же с пустыми руками!

Как признаются сами маркетологи, никаких дополнительных скидок на подобных мероприятиях, как правило, не бывает - просто на более активные линии выставляют те товары, которые уже и так продавались со скидкой. Ну, и в качестве бонуса для покупателей - возможность побродить по ночному ТЦ.

Операция «Ликвидация»

Молодые матери Среднего Урала как «Отче наш» знают: первым действием после выписки из роддома должен быть поход в районное управление образования. Занимать очередь на место в детском саду необходимо, когда ребенок еще не вышел из младенческого возраста.

- Если честно, этап отчаянья и гнева прошел, - говорит жительница Екатеринбурга Марина Белецкая. - Уже резервов в организме не осталось. Дочке скоро будет четыре года, из них три с половиной мы стоим в очереди в надежде получить место в детском саду. А нас все «завтраками кормят». Недели две назад пришла в управление образования - обещали вроде этой весной путевкой осчастливить. Хотелось бы верить, но… Кажется, в области действительно что-то в этом направлении делается - сады-то сдаются с показательной регулярностью. Но почему-то никого из моих подруг, имеющих детей, на пороге этих новостроек хлебом-солью не встречали. Наверное, надо было активно участвовать в различных акциях, которые уральские мамы устраивают. Но не все же имеют бойцовский характер…

Ловим на слове
Министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов:

- В Свердловской области к 1 января 2016 года для детей в возрасте от 3 до 7 лет проблема нехватки мест в детских садиках будет решена.

На сегодняшний день в областной очереди за путевкой в детский сад числится порядка 30 тысяч семей. В Екатеринбурге - более 20 тысяч. Справедливости ради надо сказать, что надежда у большинства уральских родителей в конце концов пристроить ребенка забрезжила. На «операцию «Ликвидация» выделяются беспрецедентные средства. Например, к запланированным целевой программой финансам (на строительство, реконструкцию садиков и возврат некогда разбазаренных зданий) в феврале этого года областная казна выделила еще 500 миллионов рублей. Направлены эти деньги будут именно на возврат. Кроме того, уже в этом году были публично «выпороты» главы муниципалитетов, которые без должной активности приступили к осваиванию средств - читай, решению проблемы с дефицитом мест в дошкольных учреждениях региона.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах