aif.ru counter
263

Уральцы жалуются на обман в продуктовых магазинах и ценовой сговор

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Урал» 18/02/2015

Власти и торговые сети ссылаются на кризис и санкции, реализаторы пеняют на аппетиты поставщиков, однако свердловчане уже ничему не верят…

Совесть потеряли!

«Торговые сети совсем совесть потеряли, – сетует наша читательница из Екатеринбурга Оксана Лившиц. – На днях покупала в магазине пакет молока за 35 рублей – самый дешевый. Однако на кассе мне заявили, что оно стоит на 7 рублей дороже. Дескать, накануне произошло повышение, и они якобы просто не успели поменять ценник. На мои возмущения кассир отрезала: не хотите – не покупайте. Скандалить не стала – оплатила товар, а сейчас жалею. Ведь это прямое нарушение наших прав!».

Увы, такие или похожие ситуации возникают сегодня сплошь и рядом. Да, свердловчан в магазинах обманывали всегда, однако с наступлением кризиса количество обсчета и обвеса резко увеличилось. Причем список злоупотреблений в последние месяцы возглавили махинации ценниками.

Типичный пример: на прилавке покупатель видит одну цену, а на кассе ему озвучивают другую. Или: на витрине фигурируют две цены (большая и маленькая), а платить приходится по одной (естественно, большой!). Были даже попытки указывать стоимость товаров в «условных единицах»!

При этом нервозность и действия продавцов отнюдь не способствуют оздоровлению ситуации. Доходит до «смешного». Одна из наших читательниц зашла в супермаркет за яблоками, выбрала, ненадолго отошла. А когда вернулась к лотку, увидела… новую цену! На 20 рублей выше старой. То есть стоимость фруктов увеличилась буквально на глазах! Глядя на такие «фокусы» с ценниками, как тут не впасть в панику?

Созданию нездорового ажиотажа вокруг отдельных видов продуктов (сахара, гречки) потакают и сами реализаторы. «Берите сегодня, завтра будет еще дороже», – уверяют торговцы. И оказывают потребителям медвежью услугу.

Жалуются чаще

Директор Екатеринбургского центра защиты потребителей Андрей Артемьев:

– Количество обращений к нам за последнее время, конечно, увеличилось. Нужно помнить одно: продавать должны по той цене, которая указана на ценнике, а все иное – нарушение. То же самое касается цен в «условных единицах». Это категорически запрещено законом! Цена должна быть в рублях, это прямое предписание государства! Что касается ажиотажа, то это совершеннейшая глупость. Да, цены растут, какое-то время их рост будет обгонять зарплаты и пенсии. Но это временное явление, потом ситуация придет в норму. А вот сговор поставщиков и реализаторов вполне может быть…

Между тем «традиционные» виды обмана с наступлением кризиса тоже никуда не исчезли! Обвес и обсчет, фальсификат и просрочка. На днях в Екатеринбурге по результатам прокурорской проверки на 300 тысяч рублей был оштрафован магазин «Верный». Нечистоплотные продавцы «впаривали» доверчивым покупателям копченый сыр, субпродукты, кондитерские изделия и даже детское питание с истекшим сроком годности. В январе надзорные органы нашли аналогичные нарушения в 5 магазинах в Байкалово. Они торговали испорченными товарами без документов и опять-таки с неправильными ценниками.

Штрафы не пугают

Что касается продуктового фальсификата, то, по данным замруководителя регионального Роспотребнадзора Ольги Диконской, никакого улучшения у нас не отмечается. Чаще всего неудовлетворительные пробы выявлялись у колбасных изделий – 65,5% (рост – более 4%), у мясных консервов – 64,3% (рост – 20%), у замороженных рыбных продуктов – 50,6%. Недавно в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском были проведены исследования по молочной, мясной и алкогольной продукции. Результаты оказались схожими.

Вся проблема в том, что штрафы, устанавливаемые судом (от 100 до 300 тысяч рублей), фальсификаторов с миллиардными оборотами не останавливают. А более строгие меры, такие как лишение свободы от 3 до 6 лет, остановка работы предприятия до 90 дней, чаще всего не применяются. Хотя на Среднем Урале неоднократно выявлялись случаи продажи «докторской» колбасы, в которой специалисты не нашли ни говядины, ни свинины.

Правда, министр АПК и продовольствия области Михаил Копытов привел пример, когда одна из торговых сетей на территории региона начала борьбу с подделками колбасной продукции. Из-за неоднократных выявлений фальсификата она даже приостановила договоры на поставку. Но это – единичный случай.

Жестокие игры

Невидимую руку, которая тянет продовольственные цены вверх, уже язык не поворачивается отнести к «реалиям рынка»: пляска цифр на ценниках происходит в каком-то безумном темпе. Дело попахивает реальным сговором поставщиков и реализаторов. При этом правительство, надзорные службы, общественники регулярно наведываются в торговые сети. Однако за руку никого поймать не могут. Пока не могут.

– В магазине рядом с домом вижу уже привычную картину: маркетологи чуть ли не целый день сидят на телефоне, сверяют ценовую сетку с начальством, – рассказывает екатеринбурженка Анастасия. – Я уже привыкла, цену постоянно сверяю у кассиров, а вот у «неопытных» покупателей глаза на лоб лезут при прочтении чека. Не может быть, чтобы такая чехарда была стихийной.

Напомним, что недавно региональное управление Федеральной антимонопольной службы установило, что ряд товаров в торговых сетях Урала продается с наценкой до 120%! «Еженедельно в надзорный орган приходит порядка ста обращений граждан о повышении цен. Такой рост не может не настораживать», – заявил глава Свердловского УФАС Дмитрий Шалабодов.

С тех пор первые лица области то и дело посещают магазины с показательными проверками. В минувший четверг в один из магазинов Нижнего Тагила наведался областной министр экономики Дмитрий Ноженко и заявил, что цены на основные виды продуктов соответствуют среднеобластным показателям. «Одна из задач мониторинга – предотвратить факты сговора на продовольственном рынке региона, и если такие ситуации проявятся, к делу будет подключаться ФАС». Немногим ранее аналогичные выводы озвучил представитель администрации губернатора Вадим Дубичев, только уже в Екатеринбурге.

А пока чиновники и надзорные органы изучают ценники, в редакцию «АиФ-Урал» приходят десятки жалоб – на шокирующую стоимость продуктов, непомерные аппетиты торговых сетей, на сговор реализаторов.

Фото: «АиФ-Урал»/ Коллаж Юлии Ульяновой

Мониторингом цен на продукты сейчас занимаются все: к делу подключилась и прокуратура, и общественные организации. Однако до сих пор на умышленной «ценовой игре» никого не поймали. Ни одна конкретная сеть не вызвала к себе пристального интереса госслужащих – все проверки проходят по случайному принципу и, как видно, носят достаточно «беззубый» характер.

Обвинить рядовых сотрудников магазинов можно разве что в безучастности, некомпетентности и гражданской безответственности: мало от кого сейчас можно добиться внятных пояснений по росту цен. Другое дело – топ-менеджмент: презентабельные господа в дорогих костюмах рапортуют о доступности продуктов для самых разных категорий населения, готовы сопровождать инспекции и проверки. Однако цены в магазинах продолжают расти. А они-то и есть главный индикатор работы чиновников и надзорных органов.

Это уже болезнь!

Елена Леонтьева, руководитель общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение»:

– С попытками обмана я сталкивалась и раньше, просто ярко выражено это стало с декабря. С администрациями магазинов трудно выяснять отношения, особенно людям со слабым здоровьем, проще отказаться от товара, если он стоит больших денег.

Проблема в том, что часто ссылки на закон о защите прав потребителей не действуют на продавцов. Уровень подготовки и ответственности стал настолько низок из-за текучки, что рядовые работники знают только самый минимум, и то плохо. Ответственности у них не стало за свою работу. Отсюда неразбериха в торговых сетях. Это стали машины по приему денег. Был случай, когда три продавца в зале мне сообщили три разных цены, а верную мне назвали только на кассе. Это уже болезнь общества какая-то.

Паника поднимает цены

Евгений Артюх, депутат Свердловского Заксобрания:

– Сговор очень даже может быть – причем как среди поставщиков, так и среди торговых сетей. Мы с пенсионерами запустили проект мониторинга цен: наши люди ходят по магазинам и фиксируют стоимость продуктов. Уже поступило несколько сообщений о росте в одинаковом ценовом диапазоне. То есть увеличиваются они синхронно. О чем это говорит, как не о сговоре? Но чтобы его доказать, нужно все полученные данные свести в диаграмму и посмотреть на статистику. Думаю, УФАС будет над этим работать.

Считаю, что в нынешней ситуации следует сохранять спокойствие. Паника ведь тоже искусственно поднимает цены. Представитель одной из торговых сетей рассказывал, что они не смогли купить сахар в том месте, где покупали всегда. В итоге купили в другом – уже с запасом, «мало ли что». Таким образом, реализаторы включились в эту лихорадку.

С ценами ситуация такая: сначала их поднимают производители, объясняя это ростом энерготарифов и изменением курса доллара, а затем и торговые сети. А вот нагрузка – в виде увеличенной цены – ложится на плечи покупателей. Нельзя допустить спекулятивный рост цен. Возможно, следует вводить регулирование на отдельные группы товаров. Но при этом рынок мы не должны регулировать. Если резко вмешаться, то получим дефицит. Действовать нужно аккуратно.

Деньги не пахнут?

Владислав Гордо, инженер:

– Если честно, то мошенничество в наших магазинах стало уже настолько заурядным явлением, что даже порой не обращаешь на него внимания. Нет уже почему-то даже бурного протеста в голове. Сколько раз сталкивался с тем, что цифра на ценнике не совпадает с цифрами на кассе. Продавцы при этом разводят руками и делают такие изумленные глаза, что порой думаешь, что им не на кассе стоять надо, а в театральный институт бежать.

Я думаю, что грамотный человек не попадется на подобные уловки. Большинство уже знает, что свежий товар в крупных торговых сетях прячут подальше, а на передний план выставляют продукт с истекающим сроком годности. Многие люди выучили, что ценники заклеивают, когда видят, что товар «умирает».

Уверен, что сговор владельцев крупных сетей присутствует. Ну не могут никакие санкции так резко повысить цены в наших магазинах! В торговле крутятся большие деньги, а в бизнесе для достижения прибыли любые меры хороши. Самый простой способ заработать для реализаторов и поставщиков – обмануть малограмотного человека.

За каждую копейку!

Юрий Потапенко, директор Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:

– У нас на каждом шагу простого человека облапошить пытаются, а в трудные времена торгаши как с цепи сорвались.

Сам на днях попал в такую ситуацию. Набрал продуктов в магазине на 2 400 рублей – я же на ценники смотрю, привык деньги считать. На кассе чек выходит, смотрю – оп-ля! – 2 960. Что такое? Начинают объяснять, мол, новые цены, не успели поменять. Но я же дядька подкованный и эмоциональный. Сразу позвонил своему юристу. В итоге разницу вернули, сама заведующая магазина извинилась. А перед бабушками, которые последнюю мелочь в кошельке на продукты выкладывают, кто-нибудь будет извиняться?

Одно слово – мерзавцы. Творят такое, когда цены на продукты просто чудовищные. Я раньше своим бедолагам в реабилитационном центре на неделю продукты закупал на 15-16 тысяч рублей. Последний чек уже 22 тысячи. Грабеж! Простые люди плачут в магазинах, а их еще и обмануть стараются. Ни стыда ни совести, очумели совсем.

Уверен, за свои права надо горой стоять. И требушить торгашей за каждую копейку. Умыкнули пятьдесят рублей – добивайтесь, чтобы вернули. Если каждый будет правды добиваться, может и прекратим всем миром это безобразие. Иначе ничего не изменится.

А народ у нас никому не нужен. Яркий пример: провели в магазинах прокурорские проверки. Что изменилось? Цены снизились? Да ничего подобного! Фикция это, видимость заботы о рядовом человеке.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах