aif.ru counter
88

Как мошенники попадают в квартиры пенсионеров и лишают их миллионов — схема

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Урал» 06/10/2020
Владимир Сергеевич не понимает, как он мог купить прибор, который не только не помогает, но теперь и не работает.
Владимир Сергеевич не понимает, как он мог купить прибор, который не только не помогает, но теперь и не работает. © / Рада Боженко / «АиФ-Урал»

Доверчивость уральцев почтенного возраста не знает границ. Не знает границ и бесцеремонность «предпринимателей», промышляющих разносной торговлей, которые обводят пенсионеров вокруг пальца и уговаривают их втридорога купить что ни попадя.

Чудо-массажер от всех болезней

Владимир Сергеевич Дерябник – 80-летний пенсионер из Первоуральска – сегодня сам не понимает, как мог выложить 10 500 рублей за «чудо-массажёр», не посоветовавшись с лечащим врачом (и это притом, что перенёс два инфарк­та). Как его, умного, опытного, информированного человека, смог убедить в своей порядочности торговец, выписавший «назначение» – «пять дней лечимся, пять дней отдыхаем» – на грубо вырванной из блокнота бумажке? Загадка.

Цифра недели
10 500 рублей отдал пенсионер за сомнительный прибор.

«Первое время массажёр работал, во всяком случае, какие-то покалывания я чувствовал, – смущённо рассказывает Владимир Сергеевич. – Правда, не помогал совсем. А потом он перестал работать. Я позвонил парню, который мне его продал (он оставил свой телефон), тот пообещал приехать. Но так до сих пор и не приехал, всё завтраками кормит. У Жени, кстати, этот прибор тоже не работает».

Евгений Васильевич Щёкотов, с которым Дерябник крепко дружит лет шестьдесят, стал первой жертвой торговцев. Молодой парень заприметил с трудом идущего пенсионера во дворе его дома. Подошёл, посочувствовал, расписал достоинства акупрессурного воздействия массажёра, не постеснялся даже заверить пожилого человека в эффективности этого метода «лечения».

«Помню, Женя пришёл ко мне обрадованный, мол, ходить буду! – рассказывает Владимир Сергеевич. – Ну, я заинтересовался этим прибором, позвонил по телефону, который другу тот парень оставил. Приехал, как я понял, тот, что главнее, и… вот. Теперь оба эти прибора бездыханные у меня лежат».

Как врут и выкручиваются мошенники

Нам удалось дозвониться до «того, что главнее». Отрекомендовавшись Леонидом Мельковым, молодой человек сначала поведал печальную историю о том, как некий напарник кинул его («я даже заявление в полицию написал»), а теперь действует от его имени, но потом вынужден был признать, что массажёр Дерябнику продал он сам, при личной встрече в квартире пенсионера.

«Но это не медицинский прибор, а бытовой. Что же касается противопоказаний (для применения бытового прибора?), то они на странице 4-й инструкции имеются. Посмотрите и убедитесь». Посмотрели, но не убедились – 4-я страница озаглавлена так: «Меры предосторожности». И её содержание (например, «не использовать за рулём автомобиля») явно ничего общего с медицинскими противопоказаниями не имеет.

К слову, пресловутый массажёр продаётся и в интернете, только там он в среднем стоит 2 500 рублей.

Что еще впаривают доверчивым пенсионерам

Чаще всего представители разносной торговли навязывают доверчивым пенсионерам именно медицинские приборы. И это не удивительно, ведь пошатнувшееся здоровье – болевая точка пожилых людей, на которую и давят коробейники. Но пенсионерам навязывают и другие «полезные» вещи.

Так, например, минувшим летом в Консультационный центр для потребителей обратилась жительница Екатеринбурга, пожилым родителям которой торговец сумел продать за шесть тысяч рублей три абсолютно им не нужных автономных дымовых пожарных извещателя. Причём на этом коробейник не остановился. На следующий день он вернулся в дом к пенсионерам и смог их убедить приобрести три медицинских набора по две тысячи рублей каждый. Между тем в набор всего лишь входили: флакончик с раствором глицерина, 10 одноразовых масок и коробка одноразовых перчаток.

Ещё одной пожилой жительнице Среднего Урала «продавец с доставкой на дом» навязал комплект цифрового оборудования стоимостью 15 600 рублей и три инсектицидные ловушки на сумму 11 700 рублей. По словам торговца, телевизор женщины не мог работать без предлагаемой приставки. А работе самой приставки (как говорится, следите за руками!) и другой бытовой техники, по словам продавца, угрожали мухи и тараканы.

Насекомых в квартире женщины не было, но это ничуть не смутило коробейника. «Они могут появиться в любой момент!» – заявил он тоном, не терпящим возражений. Этот случай, к слову, дошёл до суда, поскольку представитель ИП отказался добровольно возвращать пенсионерке деньги. В результате суд взыскал с продавца 56 644 рубля: стоимость навязанного товара, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф.

Надо сказать, что это далеко не единственный случай возвращения денежных средств, выложенных за ненужный товар, через суд. Хотя, конечно, лучше всё-таки воздержаться от спонтанных покупок и не доверять безоглядно людям, навязчиво предлагающим вам что-то «очень нужное».

Что делать, если за дверью незнакомец

Валерий Горелых, официальный представитель ГУ МВД РФ по Свердловской области:

– К сожалению, редкие сутки в регионе проходят без обмана уральцев. И нам снова и снова приходится напоминать людям о том, что нельзя безоглядно пускать в своё жилище незнакомых.

Прежде чем открыть дверь, крайне важно узнать, кто за ней стоит и с какой целью к вам пришёл этот человек. Эти меры предосторожности сегодня до банальности понятны, но, к сожалению, многие ими пренебрегают. Позвоните в организацию, на которую ссылается незваный гость, убедитесь, что такой сотрудник у них действительно есть и что его посещение оправдано определёнными задачами.

Другой вариант: позвоните соседям по площадке, скажите визитёру, что вы позвонили в полицию. В этом случае псевдогазовщики, псевдосоциальные работники и те же торговцы поспешно ретируются, так как не в их интересах светиться; они не допустят, чтобы их внешность запомнили свидетели.

И, конечно же, если поведение визитёра показалось вам подозрительным, обязательно сообщите об этом в отдел внутренних дел по месту жительства.

Как не попасть на удочку мошенников

Ирина Короленко, начальник консультационного центра для потребителей  Роспотребнадзора:

– Эта проблема, когда пенсионерам путём разносной торговли навязывают ненужный товар, актуальна уже несколько лет.

В последнее же время наиболее остро стоит проблема реализации незарегистрированных, читай, не подлежащих разносной торговле, медицинских изделий. Пенсионер из Первоуральска, как говорится, отделался лёгким испугом. Мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда за подобные изделия люди выкладывают сто тысяч рублей и больше. Причём чаще всего речь идёт о кредитных средствах.

Человек попадает под влияние красивого рассказа, эффектной презентации. Он даже слышит слова «рассрочка», «большие скидки», но не проявляет настороженность. Это объяснимо, он же не в банке находится, а дома. Поэтому не глядя подписывает «какие-то бумаги», не подозревая, что ставит свою подпись под кредитным договором. А спохватывается много позже, когда начинает внимательно изучать документы.

Кроме того, очень часто в договорах на приобретение того или иного товара фигурируют юридические лица, которые даже не зарегистрированы на территории области. То есть у них даже нет офиса, куда человек может прийти и предъявить претензии. Это, безусловно, усложняет решение спорных ситуаций.

Тем не менее случаев, когда претензии потребителей удовлетворяются, немало, и не только через суд, но и в добровольном порядке. Поэтому за свои права бороться, безусловно, надо. И если человек, понял, что ему навязали ненужный товар и он попал в проблемную ситуацию,  нельзя молчать. Необходимо обратиться к родственникам, рассказать, что произошло.

Ну и, конечно, мы всегда рекомендуем людям внимательно читать документы, которые они подписывают, ведь подпись накладывает на человека определённые обязательства, поэтому расторг­нуть договор гораздо сложнее, чем его заключить. А если со стороны продавцов речь идёт о каких-то обещаниях по улучшению здоровья, просто необходимо взять тайм-аут – подумать, посоветоваться с близкими, с лечащим врачом.

На заметку
Специалисты ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области напоминают уральцам, что за правовой помощью в сфере защиты прав потребителей (в том числе для подготовки обоснованных обращений в государственные органы, претензий, исковых заявлений) они могут обратиться в консультационные пункты Центра гигиены и эпидемиологии.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах