Играют - как в древности
Исправительная мужская колония общего режима №2 в Екатеринбурге несмотря на трудные времена не только сохранила свое производство. Здесь уже более десятка лет действует самодеятельный театр! В начале 1995 года начальник тюрьмы (на то время - Сергей Ветошкин) и пресс-секретарь областного ГУ ФСИН Елена Тищенко обратились ко всем творческим союзам Екатеринбурга с просьбой о помощи в культурной реабилитации осужденных. Благодаря этому призыву в колонии был организован киноклуб и театральная студия. «Свердловская киностудия разрешила мне показывать заключенным фильмы уральских режиссеров, - рассказывает Лидия Котельникова, режиссер и член попечительского совета ИК-2. - Так у осужденных парней появилось желание самим попробовать сыграть в спектакле. Попробовали - получилось».
Обитатели «казенного дома» стали ежегодно показывать новогодние спектакли ребятам из детских домов и детям-инвалидам. А в 2002 году решили поставить Булгаковскую «Мастера и Маргариту», что вызвало большой интерес в союзе кинематографистов. «Для наших артистов мы выбирали фрагменты, где нет женского присутствия. У нас - как в древнем театре. Там, если помните, все роли исполняли мужчины», - говорит Юлий Едунов, заместитель начальника колонии по воспитательной работе.
Сегодня за плечами «невольников» - более двадцати постановок. Но, к сожалению, последние два года кроме новогодних выступлений здесь ничего не играли. «Поставить в ИК «Дембельский поезд» мне предложила Лидия Котельникова, - делится Александр Архипов. - До этого свой спектакль я ставил более чем в тридцати театрах России. Мне очень интересно увидеть, как играют не актеры ТЮЗа и Коляда-театра, а заключенные».
Кстати, для самих «узников» новый спектакль проецируется на их собственные судьбы. Ведь в пьесе идет речь о трех парнях, которые служат в Чечне и обречены на смерть. «Вы понимаете, армия - такая же несвобода, как и тюрьма, только сроки разные. Хочу показать их переживания, «раскрыть» актеров, - объясняет Архипов. - И меня очень удивил творческий подход заключенных. Их интересует - из чего делать декорации и реквизит, какой будет эмоциональная нагрузка. Обычно подобные вопросы возникают у профессионалов…»
Пусть узнают!
Профессионализма артистам не хватает, но для этого Александр будет проводить мастер-классы по актерскому мастерству и режиссуре. Однако цель приезда режиссера не ограничивается одним «тюремным» проектом. Совместно с московским документальным театром Александр хочет поставить спектакль с рабочим названием «Песни зоны», основанный на реальных историях. Расскажут их осужденные исправительной колонии №2. «Это будет как интервью, когда один заключенный - журналист, а другой - собеседник, - объясняет режиссер. - А тем всего две - «Кто меня ждет дома?» и «Яркий день жизни».
Сам Александр объясняет такой подход к задуманному спектаклю своим журналистским прошлым - так будет проще разговорить осужденных. Неожиданная задумка драматурга, с его слов, - это срез человеческой жизни, который обычным людям не близок. «Сначала презентую спектакль в Коляда-театре, а потом отвезу в Москву. Возможно, он взволнует каменные сердца большинства людей, которым всегда любопытно - «чем живет наш сосед». Так вот пусть узнают!»