Средний Урал – в «лидерах»: провизия у нас дорожала в полтора раза быстрее, чем в среднем по России. Наступивший год облегчения не обещает, а потому свердловчане продолжают пристально ценить за продуктовыми ценниками…
Бананы – уже роскошь
«У нашей семьи есть любимый магазин, куда мы ходим вот уже несколько лет, – пишет читательница «АиФ-Урал» из Асбеста Людмила Семёнова. – За последний год товар на полках существенно поредел. Удручает и то, что одновременно с исчезновением продуктовых изысков существенно возросли цены на самые необходимые отечественные продукты. Чего ждать дальше?».
Кстати, цены на промышленные товары также выросли весьма ощутимо – на некоторые из них более чем на треть. «Стоимость школьно-письменных принадлежностей и канцелярских товаров повысилась на 38,0%, тканей – на 36,6%, электротоваров и других бытовых приборов – на 31,6%», – заявили в Свердловскстате.
Неудивительно, что изменилось и потребительское поведение людей. По словам ритейлеров, в магазинах покупатели в первую очередь смотрят на ценник и выбирают более дешёвый продукт. Уральцы переходят на режим экономии – экономят на еде, отдыхе и даже собственном здоровье, отказываясь, к примеру, от лечения зубов.
Санкциями по живому
Как итог – логистическая цепочка оказалось нарушена, и рынку пришлось в срочном порядке искать новые контракты и альтернативы. Естественно, что выбор продуктов стал беднее, да и роста цен избежать не удалось. И если исчезновение с прилавков пармезана и лобстеров не слишком взволновало уральцев, то растущие ценники на продукты массового потребления заставили вздрогнуть. И не раз.
Комментарии:
Полпред Игорь Холманских:
– Если брать цифры статистики, то в России за год рост потребительских цен составил 113%. В Уральском федеральном округе – 114%. Ещё выше – в Свердловской области, где цены выросли на 115%. Что касается цен на продукты первой необходимости, то могу отметить, что цены в магазинах разнятся. Насколько помню, пакет молока стоит от 44 рублей. Цена на хлеб варьируется от 27 до 35-37 рублей.
Политолог Сергей Мошкин:
– Цифра 17% (официальный рост цен на продукты) – всё равно что средняя температура по больнице. Она складывается из неких средних показателей, тогда как наибольшим рискам в первую очередь оказываются подвержены товары повседневного спроса. Я хорошо помню осенний период. Казалось бы, идёт сбор овощных культур, и цена на выращенную продукцию должна падать. На деле же она продолжала увеличиваться.
Изменилась и структура потребления. За первый месяц нового года произошёл заметный рост продаж самых доступных продуктов питания – таких, как макароны, картофель, капуста, сахар. А вот мясо и рыбу, напротив, стали покупать меньше. Уральцы переходят на потребление эконом-класса, назовём его условно так. Второй момент – люди всё чаще предпочитают питаться дома, тогда как кафе и рестораны становятся непопулярными. Это также свидетельствует о желании сэкономить.
Увы, но каких-то тенденций к изменению этого вектора пока не наблюдается. Зарплаты уменьшаются, рубль падает... Хочется верить, что падение остановится, но где оно, это дно, пока никто не знает.