51

Работа над ошибками (25.04.2011)

До этого дня я про свой грешок и не вспоминала. Во-первых, школьно-университетские диктанты давно в прошлом, а в настоящем — крепкая дружба с «вордом», который во все «косяки» старательно меня лицом тычет. Во-вторых, из «акулы пера» я вот уже лет пятнадцать как превратилась в «дятла клавиатуры». Для меня теперь написать сумму зарплаты в расходнике — целая проблема. Потому решение принять участие во всероссийской акции «Тотальный диктант» далось нелегко. Что мне там демонстрировать? Собственную безграмотность? Но потом я вовремя вспомнила золотые слова своего друга, знаменитого педагога и продолжателя дела Макаренко Якова Левина: «Мы ничем не рискуем».

Вообще в Екатеринбурге «тотальный диктант» писали на двух площадках. Для всех желающих свои аудитории представил Институт международных отношений и Уральский государственный университет им. Горького. Выбрала УрГУ, выпускницей которого являюсь: дома, как говорится, и стены помогают.

Что касается организационных моментов, то осадок оставили три «неувязочки».

1. Никаких указателей, где собственно нас ждал диктант, в здании УрГУ на ул. Чапаева не было. Нет, я, конечно, не надеялась увидеть толпы молодежи с воздушными шарами, лозунгами «Мы за ликбез!», но на скромные стрелочки рассчитывала. В результате марафона по этажам и переходам, аудиторию, наконец, удалось отыскать. И тут возникла «неувязочка» №2 — небольшой лекционный зал располагал крохотными столиками, на которых не то чтобы диктант — заметки писать проблематично. Впрочем, студенты (которых в «классе» было большинство), похоже, на столь досадную мелочь внимания не обратили. А вот №3 скорей повеселила. Когда на экране появился сам «автор и исполнитель» диктанта Дмитрий Быков с приветственным словом, оказалось, что изображение изрядно отстает от звука. Получилось комично. Впрочем, вскорости Дмитрий Львович и вовсе исчез, остался только его голос. Почему-то вспомнился Чеширский Кот…

Забегая вперед, скажу, что обещанное авторское исполнение диктанта мы так и не услышали (организаторы запамятовали, что ли?). Текст нам (в зале собралось 26 человек — я успела посчитать) читала Марина Голомидова — профессор Уральского федерального университета. Ей же предстояло потом проверить все работы.

Работая над диктантом, поймала себя на том, что о-о-ч-чень хочется подглядеть у соседки. Видимо, школьные привычки закрепляются на генном уровне. Однако сдержалась и положилась на собственную интуицию. Как обычно. И она, как обычно, подвела. В том смысле, что, набирая текст на компьютере, я над правилами не задумываюсь. А вот тут пришлось размышлять, куда запятую ставить и надо ли ее ставить вообще. Четких ответов, увы, не было. Участники акции писали сосредоточено, по всему видно, к диктанту отнеслись на полном серьезе. И когда нам после сдачи работ текст показали, выражения чувств также были искренними. Первым голос подал молодой человек, который пришел на «Тотальный диктант» с невестой:

— Йес!!!! Я так и написал!

Впрочем, это был единственный в аудитории довольный возглас. Вслед за ним последовали признаки разочарования:

— О нет! Я так и знала…

— Блин, какой я идиот!

— А почему здесь двоеточие, когда надо точку с запятой?! Может быть, Быков не прав?

Один из организаторов акции, преподаватель УрГУ Людмила Тужикова, улыбаясь, полюбопытствовала у аудитории: «Что, нашли ошибки?». В ответ единый возглас: «Ошибки???? Нет! Много ошибок!»

Замечаю, что возбужденное разочарование молодежи не разделяет женщина почтенного возраста, сидящая во втором ряду. На ее лице — явное удовлетворение. «Вы, похоже, собой довольны?» — интересуюсь.

— Вполне, — весело отвечает 65-летняя пенсионерка Людмила Касатонова. — Я, признаться, всегда была очень грамотным человеком, хотя к гуманитариям отношения не имела — инженер по образованию. Тут, увидев объявление о проведении «Тотального диктанта», решила проверить себя. Допустила всего четыре ошибки (на мой взгляд, это хороший результат для столь сложного текста). Причем одну сама себе «влепила»: поначалу написала правильно, а потом зачем-то исправила…

За реакцией участников акции с мягкой улыбкой наблюдает Марина Голомидова. Мне становится любопытным, как преподаватель сможет пробраться сквозь дебри почерков. Она улыбается:

— Легко, это уже профессиональная привычка. Хотя, знаете, сегодня у людей почерк все стремительней меняется в худшую сторону. Во-первых, в школах стали меньше уделять внимания каллиграфии. Во-вторых, компьютер не оставляет нам шанса закрепить и удержать навыки письма. Это печально. Потому как мелкая моторика, которая развивается во время письма ручкой, напрямую связана с развитием головного мозга.

Что же касается грамотности… Знаете, многие люди бравирует тем, что правил не знают, а пишут грамотно. Это миф! Такое возможно только в том случае, когда человек обладает прекрасной зрительной памятью, аналитическим мышлением. В остальных случаях грамотность — это постоянная работа над собой. Это регулярное чтение литературы, это периодическое повторение правил орфографии и пунктуации. Я считаю, что орфографический и толковый словарь должны быть настольными книгами каждого человека, полагающего себя образованным.

… В заключение Марина Васильевна объявила, что результаты можно будет посмотреть на сайте акции, а кому интересно, могут взять у нее проверенные работы. Кстати, оцениваться наши диктанты будут по обычной (привычной) пятибалльной шкале. Увы, я надеюсь лишь на хилую троечку.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах