Видимо, сокращение финансирования для муниципалитетов из областных денег - новая тенденция. На днях свердловский министр финансов Константин Колтонюк сообщил, что брать на себя обязательства по гашению многомиллиардного долга муниципалитетов за отопление региональный бюджет не будет. А всякого рода «замечания» могут обернуться для проштрафившихся градоначальников неприятностью: им вдобавок дадут меньше субсидий.
Мэров «взвесят»
Недавно в ходе совещания с главами муниципалитетов свердловский губернатор Александр Мишарин заявил, что в регионе необходимо вести мониторинг эффективности работы градоначальников. Продолжая тему оценки работы глав, Константин Колтонюк отметил, что с 2011 года для неэффективных мэров будут применяться финансовые санкции: понижающие коэффициенты при предоставлении и субсидий.
Учитывая, что большая часть свердловских муниципалитетов финансово зависима от областной казны, подобные санкции могут нанести значительный ущерб местным бюджетам. «Заявление Колтонюка - бред, - комментирует политолог Константин Киселев. - Ведь если в городе будет сити-менеджер, то получится, что из-за ошибок одного человека (причем назначаемого губернатором) будут страдать все граждане этого города. Получится опять же, что глупость сделал сам губернатор, назначив неэффективного управленца. В случае с выборным мэром это будет дополнительный рычаг давления на градоначальников. Впрочем, если мэр управляет городом эффективно, как Брозовский в Березовском, то субсидий ему обычно и не нужно».
По мнению же другого политолога - Анатолия Гагарина, все зависит от того, как интерпретировать подобное новшество. «Для тех, кто наиболее эффективно управляет, будут дополнительные ресурсы для поощрения. И заодно - определенный метод воздействия на тех, кто управляет не очень эффективно. Например, не вовремя предоставляет заявки на финансирование. Ведь очень многие муниципалитеты сейчас - на дотациях. И некоторые их мэры предпочитают ничего не делать, а просто сидеть «с протянутой рукой». А дотационный минимум область обеспечит в любом случае, считает эксперт. Впрочем, по его словам, реальный результат такого решения будет виден лишь через год.
Оценок нет
Правда, как отметил Александр Мишарин, не решен главный вопрос: не выработаны пока сами критерии оценки эффективности градоначальников. По его мнению, оценка глав муниципалитетов должна быть такой же, как оценка губернаторов: «Должно быть все расписано по удельным показателям: ЖКХ, транспорт, госуправление».
Между тем, по словам Константина Киселева, от этих самых критериев и от способов получения реальных данных о делах в муниципалитете зависит очень многое: «Ведь это могут быть бюрократические отписки, и цифры в них могут отличаться от реальности. Например, критерии оценки губернаторов я считаю не показательными. Так как здесь есть вещи, которые лично от губернатора и не зависят. Глава региона не может отвечать за тот же бизнес, который в конечном итоге своими налогами создает пункт «наполняемость бюджета».