Знаю, что строили её долго и трудно. Что она даст конкретно нашему региону? Какие перспективы сулит строительство этой автотрассы для экономики Среднего Урала и всего УрФО?
Значение новой дороги трудно переоценить. В долгосрочной перспективе эта магистраль заметно повысит уровень жизни уральцев на севере Свердловской области, принесёт новые инвестиции в населённые пункты Среднего Урала, поспособствует развитию туризма и даст ежегодную экономию в 4,5 млрд рублей. Таким образом, трасса Ивдель – Ханты-Мансийск изменит жизнь в десятках муниципалитетов. Однако обо всём по порядку.
В новую жизнь
Стоит отметить, что завершить строительство путепровода уже в 2013 году глава региона потребовал ещё в феврале – в ходе рабочей поездки в Северный управленческий округ.
– Сегодня заканчивается долгая эпопея, связанная со строительством этой дороги, – отметил 18 октября на церемонии открытия трассы Евгений Куйвашев. – Для севера Свердловской области и ХМАО – это дорога в новую жизнь, дорога новых возможностей. Ещё год назад, когда мы принимали решение о достройке, я с трудом верил, что работу можно будет провести в столь короткий срок. И я хочу поблагодарить строителей за умелую, чёткую, грамотную работу.
Между тем все грядущие выгоды от строительства новой автотрассы ещё даже не подсчитаны! Во-первых, её открытие позволит укрепить экономическое сотрудничество наших регионов. «Сейчас главы городов, которые теперь уже стоят на этой дороге, подготовят свои предложения о размещении предприятий сервисного обслуживания, общественного питания, гостиниц. Мы эти предложения состыкуем с коллегами из ХМАО, чтобы выстроить чёткую логическую цепочку, – подчеркнул губернатор. – К 2020 году дорога Ивдель – Ханты-Мансийск выйдет на полную загрузку: около шести тысяч автомобилей в сутки. После этого начнётся работа по строительству обхода города Ивдель».
Стоит отметить, что глава Югры Наталья Комарова поддержала предложение Евгения Куйвашева по созданию логистических центров, которые будут работать в интересах обоих регионов.
Связь с большой землёй
Впрочем, выгода нового участка для рядовых уральцев вполне очевидна. «Конечно, дорога большой плюс, потому что появилась связь с большой землёй, – считает жительница Пелыма Светлана Зацепина. – Это уже не зимник, с которым мы мучились. Доехать до Ивделя, например, можно было только зимой: добирались по 4-5 часов, если повезёт. А если авария, ехали еще дольше…»
– Дорогу мы начинали строить в 2005 году, – вспоминает директор дорожной компании «Магистраль» Владимир Огибенин. – Здесь было задействовано 400 единиц техники, и тысяча человек работали порой круглосуточно. Условия работы были тяжёлыми: непроходимая тайга, болота. Но было понимание, что дорога – стратегическая…
Если же говорить языком сухих цифр, судите сами: ввод в строй новой автотрассы на 700 километров сократит путь из Восточной и Западной Сибири в европейскую часть страны. При этом ежегодная экономия при перевозке грузов составит 4,5 миллиарда рублей. Ведь стоимость логистики во многом определяет цену любых товаров. Сегодня размер транспортной составляющей в себестоимости продукции достигает 15-20%. Новая автострада позволит уменьшить этот показатель.
Туризм и рынки сбыта
Отдельно стоит рассмотреть значение автодороги для развития туризма в Свердловской области. При окончании строительства северного коридора Екатеринбург – Ивдель – Ханты-Мансийск и использовании существующей автодороги Пермь – Качканар – Ивдель туристическая зона «Духовный центр Урала» (Верхотурье) станет доступна для соседних регионов (в частности, Пермского края и Тюменской области).
При этом новая дорога имеет как региональное, так и федеральное значение. Она – часть Северного широтного коридора, который связывает регионы от Пермского края через Свердловскую область, Югру и далее вплоть до Томской области, оказывая влияние на развитие их экономики.
Кроме того, открытие автотрассы сулит Свердловской области перспективы в экономическом плане. Сейчас в регионе идёт изучение рынка сбыта стройматериалов на севере УрФО. Предварительные результаты исследования появятся в начале ноября. Однако уже ясно: для повышения конкурентоспособности продукции уральских предприятий (не только по качеству, цене, но и по дешевизне доставки) необходимо искать кратчайшие пути на Север. И одним из ключевых транспортных коридоров в ХМАО и ЯНАО, где в ближайшее время будет начато строительство масштабных объектов, должна стать дорога Ивдель – Ханты-Мансийск.
Комментарий
Директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин:
– Изучение потребности северных регионов в стройматериалах, произведённых в Свердловской области, – это стратегический шаг в расширении рынков сбыта наших предприятий. Если научно проработать и организовать грузовые перевозки, можно повысить не только доходы производителей стройматериалов, но и обеспечить жителей северных территорий региона новыми рабочими местами, наполнить муниципальные бюджеты и улучшить уровень жизни свердловчан.