На прошлой неделе свердловские правоохранители предупредили уральцев об опасности пользования мобильными сервисами по поиску попутчиков. Чем они чреваты?
Авария с двумя пострадавшими произошла на трассе Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов неделю назад. Днём на 290 км автодороги женщина-водитель за рулём «Тойоты» не справилась с управлением, вылетела в кювет и врезалась в дерево. В этот момент в машине находились четыре пассажира, при этом две девушки на заднем пассажирском сиденье получили серьёзные травмы. Одну из них пришлось госпитализировать в больницу Екатеринбурга. По счастью, во время движения все в салоне были пристёгнуты ремнями безопасности, иначе травмы могли оказаться смертельными.
Позднее выяснилось, что ранее хозяйка иномарки вместе со своим знакомым запланировала поездку в столицу Урала, а на одном из интернет-сервисов разместила информацию о поиске попутчиков. С ней связались девушки, которых она и забрала в Серове. Но до пункта назначения они так и не доехали.
Впрочем, это далеко не единственный случай, когда уральцы, воспользовавшись попуткой, найденной в Сети, попадают в серьёзные ДТП. В конце 2019 года на трассе Екатеринбург – Пермь водитель такого авто с пассажиром на борту врезался в прицеп грузовика. Пассажир разбил голову и получил ушибы, а хозяин машины сломал руку и в шоковом состоянии был доставлен в больницу. У очевидцев возникло подозрение, что мужчина попросту уснул за рулём. Годом ранее в столице Урала бесследно исчез житель Тюмени, который уехал с водителем, найденным через мобильное приложение, в командировку. Этот список можно продолжить.
Между тем данная услуга среди уральцев в последнее время очень популярна. Мы намеренно не называем конкретный сервис, потому что, во-первых, в России и Свердловской области их несколько, а во-вторых, примерно те же функции выполняют разнообразные сообщества в социальных сетях. Их самый существенный плюс: можно существенно сэкономить. Кроме того, есть возможность доехать в такие географические точки, куда общественный транспорт попросту не ходит. Однако единственная в данном случае гарантия успешной поездки – отзывы других клиентов.
«С моей точки зрения, представители ГИБДД абсолютно правы, предупреждая уральцев об угрозе, – считает первый вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев. – Пользоваться такими ресурсами для путешествий попросту опасно. Закон о защите прав потребителей на такого рода поездки не распространяется. Если официальные перевозчики худо-бедно контролируют своих водителей, то подобные приложения, по сути, не несут никакой ответственности перед пассажиром. В случае форс-мажора вы можете предъявить водителю какие-то претензии в рамках гражданско-правовых отношений. Но если случится ДТП и ваш водитель пострадает или, не дай Бог, погибнет, спрашивать будет не с кого. Поэтому я призываю уральцев: прежде чем решиться на такую поездку, трижды подумайте: а нужна ли вам подобная экономия?»
Ряд экспертов не исключил возможность каких-то корыстных, а то и криминальных действий со стороны водителей. «Думаю, что в группе риска – одинокие женщины и девушки, – полагает официальный представитель областного полицейского главка Валерий Горелых. – Не хочу никого пугать, но в жизни случается всякое. Иногда лучше заплатить больше, но быть уверенным в собственной безопасности. Если вы садитесь в незнакомое авто, то пусть хотя бы с вами рядом будет крепкий друг».
В целом же эксперты сравнили такой сервис с ловлей попутки на трассе.
«Подобная услуга лично мне напоминает рулетку, – высказался уральский автоправозащитник Дмитрий Ларионов. – Вы никогда не предугадаете, насколько безопасна машина, которая вас ожидает, и вы не знаете, кто будет за рулём. Это может оказаться профессионал с большим стажем вождения, а может наркоман или алкоголик, который накануне только встал из-за стола. По сути, это тот же таксист, но без всякого контроля и гарантии. Мы имеем сделку физлица с физлицом, не подкреплённую никакими конкретными обязательствами и документацией. В ней есть свою плюсы, многие мои знакомые передвигаются таким образом между городами и даже между регионами, это такой автостоп за небольшие деньги. Но сам я подобными сервисами никогда не пользуюсь».