С их помощью они тщетно пытались найти женщину — серийную убийцу, отправившую на тот свет 17 бабушек. Среди осужденных оказался и высокопоставленный сотрудник уголовного розыска Свердловской области.
Свердловский областной суд поставил точку в уголовном деле, фигурантами которого стали пятеро бывших милиционеров из Нижнего Тагила. На скамье подсудимых оказались экс-подполковник Сергей Ожиганов и его младшие по званию коллеги Денис Пахмутов, Николай Пырин, Александр Козлов и Александр Белов. Криминальная пятерка зашла за грань закона, под пытками заставляя невиновных признаваться в несуществующих преступлениях.
Шайка шерифов
История, закончившаяся сегодняшним приговором, началась несколько лет назад. Еще в начале 2000-х по Свердловской области прокатилась волна убийств, в которых погибали престарелые женщины. Преступления совершались одинаковым почерком: убийца проникал в квартиру, бил жертву по голове и выносил деньги. (Подробнее об этом:«Раскольникова» из Красноуфимска: 17 убийств за 8 лет.) География преступлений была обширной: Красноуфимск, Ачит, Нижний Тагил и Екатеринбург. По приметам немногочисленных свидетелей, злоумышленницей была женщина. Имелся даже фоторобот.
Как сообщили «АиФ-Урал» в Следственном управлении СК России по Свердловской области, в апреле 2008 года, после того прозванная «красноуфимской Раскольниковой» женщина убила пенсионерку в Нижнем Тагиле, к поиску злодейки подключились сотрудники нижнетагильской милиции. Самым старшим был замначальника уголовного розыска Ленинского ОВД Нижнего Тагила Сергей Ожиганов. Спланировав свои действия, сыщики вышли на жительницу Нижней Туры Ирину Валееву. Обвинив ее в хулиганстве, милиционеры посадили ее в камеру административных задержанных, где продержали целый месяц. А в течение четырех дней женщину банально морили голодом.
Признание — царица доказательств
Месячного срока хватило милиционерам для того, чтобы «раскрыть» преступление. Позже из арсенала милиционеров будут изъяты предметы, более подходящие для камеры пыток: стальной крюк и деревянную биту. На нее милиционеры натягивали презерватив, угрожая изнасиловать этим предметом. С той же целью Валеевой показывали и крюк… Кроме того, подозреваемой устраивали традиционную пытку под названием «поход в магазин». Оперативники неоднократно надевали на голову полиэтиленовый пакет, перекрывая доступ воздуха, и наносили многочисленные удары руками в область шеи и туловища потерпевшей. Особенно старались Денис Пахмутов, Сергей Ожиганов и Николай Пырин.
Неудивительно, что задержанная женщина, испытав давление, созналась во всем: и как убивала, и как грабила. Под оперативную видеозапись она рассказала даже про то, что стало поводом для убийств. Согласно одобренной милиционерами легенде, убивать пожилых женщин она стала после того, как ее изнасиловали едва ли не в присутствии одной из них. Эта видеозапись впоследствии стала достоянием общественности как свидетельство триумфа тагильских сыщиков. Впрочем, победа обернулась горьким поражением, а сама видеозапись стала доказательством вины.
Поменялись местами
Преступление вскрылось просто. Когда победный материал с признанием вины Валеевой оперативники передали в следственные органы. И тогда-то ее показания стали «сыпаться». К тому моменту, как тайная методика тагильских сыщиков стала явной, Валеева просидела в СИЗО более года.
Между тем под инквизиционные методы попала не только Валеева. Уже в 2009 году одновременно с ее печальной историей всплыла и другая. Так, житель Нижнего Тагила по фамилии Фетисов был задержан по подозрению в серии из шести убийств. Как рассказал «АиФ-Урал» официальный представитель регионального следственного управления Александр Шульга, задержанный в июле 2008 года мужчина также был испытан на прочность. К насилию приложили руку все, кроме Дениса Пахмутова. Милиционеры, отрабатывая удары руками и ногами по телу, били дубинкой по надетой на его голову каске, также надевали на голову пакет и противогаз, перекрывая поступление воздуха. Сыщиков не убедило даже то, что на момент инкриминируемых преступлений Фетисов был в армии. Так же как и Валеева, к моменту разоблачения тагильских «шерифов» он просидел в СИЗО более года. К слову, к тому моменту Денис Пахмутов получил повышение, став замначальника оперативно-розыскной части уголовного розыска — начальником отдела по борьбе с преступлениями против личности и розыскной работы ГУВД по Свердловской области.
Суд длился более полутора лет и завершился обвинительным приговором по обоим эпизодам. Как сообщили «АиФ-Урал» в Свердловском областном суде, Денис Пахмутов был приговорен к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Он лишен права занимать должности в правоохранительных органах на срок три года и звания «подполковник милиции», а также государственной награды — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Николай Пырин получил срок 4 с половиной года с отбыванием в колонии общего режима, лишен звания «подполковник» и права на профессию. Старший лейтенант милиции Александр Козлов был разжалован и приговорен к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима. Троица взята под стражу в зале суда.
Бывшим подполковнику милиции Сергею Ожиганову и капитану милиции Александру Белову судом назначено наказание 3 с половиной года (условно) и 3 года (условно). Им установлен испытательный срок в течение 3 и 2 года соответственно с момента вынесения приговора. Оба лишены права занимать должности в правоохранительных органах на срок три года и специальных званий. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке.
Кстати, за полученные моральные страдания Фетисов получит от осужденных 250 тысяч рублей — по 50 тысяч от каждого. Что касается Валеевой, то моральную компенсацию она может получить в рамках гражданского процесса, если подаст иск.