Екатеринбург, 2 августа, АиФ-Урал. В Екатеринбурге в Свердловском областном суде начался процесс по нашумевшему сагринскому делу. Нападение произошло в ночь на 1 июля 2011 года, когда к поселку Сагра, расположенному в 60 км от областного центра, подъехала колонна автомобилей, в которой было более 30 вооруженных людей. В ходе расследования выяснилось, что разношерстную компанию через судимых родственников и знакомых пригласил житель Сагры цыган Вячеслав Лебедев, чтобы наказать нескольких односельчан. В первые дни после нападения девятерых мужиков, отстрелявшихся от налетчиков, обвинили в убийстве. Однако все встало на свои места – следствие признало их потерпевшими несмотря на то, что в перестрелке погиб один из незваных гостей.
Теперь, 13 месяцев спустя, из более чем 30 нападавших на скамье подсудимых оказались 23 человека. Все они обвиняются в бандитизме, вооруженном хулиганстве и прочих преступлениях.
Для участников процесса – подсудимых, их адвокатов, потерпевших, свидетелей и прессы – выделили целых два зала. В одном из них в застекленной клетке собрали 13 подсудимых, в том числе там находилась одна из женщин – цыганка Валентина Лебедева. Ее брата односельчане подозревали в сбыте наркотиков, но это не нашло отражения в материалах дела. Впрочем, не все были под стражей: часть налетчиков находилась в зале с потерпевшими – кто-то был под подпиской о невыезде, кто-то под залогом в несколько сот тысяч рублей.
Перед началом заседания подсудимые устроили настоящее шоу. Часть из них сделала мини-транспаранты из тетрадных листков, привлекая внимание СМИ. Лейтмотив заявлений был один: на нашем месте должны сидеть сагринцы, расстрелявшие их, приехавших «просто поговорить». Слышались обвинения и в адрес президента фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана. По стойкому убеждению сидевших за решеткой, именно Ройзман раздул конфликт ради собственного пиара. Другие подсудимые, находившиеся в зале, помалкивали, но настоятельно требовали удалить прессу – они боялись показать лица. Однако председательствующий судья Сергей Измайлов объявил, что судопроизводство является открытым. В другом зале, где была организована трансляция процесса, едва не дошло до рукопашной. Один из родственников подсудимых попытался вырвать видеокамеру из рук другого фондовца Евгения Маленкина, поскольку не хотел светиться на экранах ТВ и в сети Интернет. Атмосфера была достаточно напряженная.
В целом же судебный процесс сегодня начался с выяснения личностей подсудимых и прочих формальностей. И они оказались весьма любопытными, в частности, выяснилось, что состав банды был абсолютно интернациональный, хотя раньше говорилось о визите в Сагру кавказцев. Тем не менее это обстоятельство некоторые подсудимые попытались повернуть в свою пользу.
– Я не расписывался в получении копии обвинительного заключения. Я вообще не понимаю русский язык, мой родной – грузинский. Важно не то, на каком языке человек разговаривает, важно то, на каком языке он думает. У вас есть справка о том, что я думаю на русском языке? – озадачил вопросом судью организатор нападения Кахабер Чичуа.
– А как вы целый год учились в вузе? – недоуменно спросил судья.
– Так вот и не смог – языка не знаю! – ответил Чичуа.
К этому же фокусу прибег и еще ряд арестантов, также потребовавших переводчика. Бывший житель Сагры цыган Вячеслав Лебедев, например, заявил, что вообще неграмотный и не умеет читать. «Я Господу служил», – заявил он, вспомнив, правда, что в монастыре, где он жил, ему не дали даже характеристику для суда.
Интересен был и профессиональный состав налетчиков: от безграмотных и формально безработных до выпускников Уральского федерального университета. Но ни тем ни другим это не мешало разговаривать на одном языке – матерном и блатном. Переговоры были прекрасно слышны через установленный там микрофон. Больше всех удивил собравшихся в суде Кардаш Фаттахов, заявивший, что работал в «Единой России». Правда, водителем.
Первая половина заседания была посвящена формальным моментам и рассмотрению ходатайств подсудимых. Все прошения были судом отклонены.
Суд продолжается. По предварительным данным, процесс будет долгим и займет не менее полугода. Пока же более-менее понятна судьба одного из нападавших на Сагру. Суд решил, что житель Екатеринбурга Виталий Слатимов нуждается в психиатрическом лечении.