Евгений Куйвашев принял участие в открытии нового производства на старейшем предприятии в Каменске-Уральском. Как это было – в репортаже «АиФ-Урал».
УАЗ – это алюминий
Уральский алюминиевый завод в сокращении часто путают с Ульяновским автомобильным заводом – УАЗ. Созданный в 1939 году, он стал одним из крупнейших в стране предприятий алюминиевой промышленности. А в годы войны вообще был единственным заводом по производству глинозёма и алюминия – остальные оказались на оккупированной фашистами территории. В постсоветское время история завода развивалась так: в 1993 году предприятие приватизировал владелец ГК «Ренова» Виктор Вексельберг и через год УАЗ вошёл в состав Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ), а в 2007 году СУАЛ стал частью компании «РУСАЛ» Олега Дерипаски. В 2013 году на заводе перестали производить алюминий, под угрозой оказалось и глинозёмное производство. Речь зашла о закрытии градообразующего предприятия Каменска-Уральского.

Но ситуация изменилась в другую сторону в результате договорённостей между главой уральского региона и руководством компании. Завод был сохранён. Более того, вместо закрытия было запущено новое производство, не требующее больших энергозатрат.
Работы по модернизации начались в январе 2015 года, а сегодня уже ввели в эксплуатацию новую автоклавную батарею для выщелачивания боксита. С помощью инновации на 17% будет увеличено производство глинозёма, а это ни много ни мало 900 тысяч тонн в год. Бизнес вложил в разработку 1,1 млрд рублей. Евгений Куйвашев захотел посмотреть на результат совместной работы власти и промышленников, отправившись в Каменск-Уральский.
Белый порошок
Каменск-Уральский впечатляет сразу. Третий после Екатеринбурга и Нижнего Тагила город в Свердловской области по дороге к знаковому уральскому предприятию встречает изобилием исторических зданий, старых домов вперемешку с новостройками, храмов, Театром драмы, колледжем и филиалом Политехнического института УрФУ. Когда на горизонте становятся видны трубы Уральского алюминиевого завода, по пути в глаза бросается уникальное по своему строению здание ДК УАЗа. Говорят, самое красивое здание в городе, 1944 года постройки. За ним по дороге – сам завод.
У здания заводоуправления большая суета: много машин, автобусов и людей, разбирающих фирменную спецодежду предприятия и белые каски, в ожидании генерального директора алюминиевой компании Владислава Соловьёва и временно исполняющего обязанности губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
Господин Соловьёв с подчинёнными приезжает на специальном белом микроавтобусе вовремя, но глава региона немного задерживается. «Пробки на переезде», – шепчутся ожидающие. Спустя полчаса появляется кортеж врио губернатора, и Владислав Соловьёв, крепко пожимая руку Евгению Куйвашеву, любезно приглашает его в свой микроавтобус. Ворота УАЗа распахиваются для именитых гостей.

Евгения Куйвашева первым делом везут на отгрузку конечного продукта глинозёмного производства. Это цех кальцинации – огромные ёмкости, откуда идёт загрузка продукции по вагонам для дальнейшей отправки.
Генеральный директор завода Виктор Кожевников протягивает Куйвашеву колбочку с порошком: «Это белый порошок – будущий алюминий». Из толпы слышится: «Дорогой, наверное?!», на что Владислав Соловьев отрезает: «40 долларов за тонну!». Себестоимость сырья – не только важнейший показатель в конкурентной борьбе, но и гарантия дальнейшей работы завода. Надо ли говорить, что УАЗ – это и работа, и зарплата, и инфраструктура одного из крупнейших городов Среднего Урала.
Выгодный алюминий
Следующая точка – торжественное открытие модернизированного цеха УАЗа. В ожидании важных персон сотрудники завода выстроены в линию, суетится кто-то из начальников цехов, прикрикивая крепким словцом на коллег, натягивается красная ленточка. Вот и подъехали машины – Евгений Куйвашев и Владислав Соловьёв с мэром Каменска-Уральского Алексеем Шмыковым и остальным руководством завода идут к входу в цех, украшенный красно-белыми шариками.
«Это действительно значимое событие сегодня. Ещё четыре года назад у компании было много сомнений по поводу развития глинозёмного производства и добычи бокситов. Тогда мы договорились с руководством компании и вошли в проект «Черёмуховская глубокая», приняв решение по УАЗу. Производство глинозёма – долгий технологический процесс. Но сегодня это высокотехнологичное производство, которое делает производство алюминия низким по себестоимости», – произносит в приветственной речи Евгений Куйвашев, поздравляя рабочих с Праздником Весны и Труда.
Торжественная часть с разрезанием красной ленты и фанфарами завершилась прогулкой гостя по модернизированным площадкам УАЗа. Как будто случайно губернатора спросили, есть ли у него вопросы. «Какие? Только поздравления!» – ответил Евгений Куйвашев.

Хотя вопрос всё же был: когда на заводе запустят электролизное производство?
«Есть сложности, мы их обсуждали. Ситуация сейчас непростая. Всё зависит от цен на электроэнергию. Но очень надеемся, что решение будет найдено», – говорит Владислав Соловьёв.
«Будет найдено решение, будет», – заявляет в ответ губернатор. И добавляет: «Помните, какие были волнения пять лет назад? Сегодня их нет (речь идёт о сокращениях на Богословском алюминиевом заводе – Прим. ред.). Всё идёт поступательно. Главное – развиваться дальше».
На этой ноте топ-менеджер завода и мэр Каменска-Уральского подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве с гарантиями устойчивой работы.
Встреча с крупным бизнесом
Главным вопросом для обсуждения стало дальнейшее развитие Свердловской области, в особенности на градообразующих предприятиях – появление новых рабочих мест, социальных проектов и инвестирование в развитие промышленности региона. В том числе участники обсудили программу «Пятилетка развития», презентованную Евгением Куйвашевым перед депутатами Законодательного собрания Свердловской области. Именно с ней врио губернатора идёт на выборы.