1. Зачем что-то менять?
Внедряя новую схему, власти и разработчики хотят убить одним выстрелом несколько зайцев: улучшить работу общественного транспорта, пересадить людей с личных авто на большие автобусы, трамваи и троллейбусы, сделав маршруты рентабельными и удобными для пассажиров. Параллельно город собирается отказаться от большинства маршруток, оттеснив их из центра города на периферию. По данным мэрии, нынешняя транспортная сеть обходится бюджету примерно в 8 млрд рублей, выручка же составляет порядка 4,5 млрд. Возникающий «пробел» в 3,5 млрд не покрывается ничем.
2. Это вообще будет работать?
Суть проекта можно понять из двух рисунков. Сегодня в Екатеринбурге работает сложная система, когда из каждого жилого района есть прямой маршрут к каждой из точек, для чего требуется девять маршрутов. Ходят они раз в 30 минут.
Второй вариант требует трёх маршрутов вместо девяти, которые соединят один жилой район с одной из точек притяжения. Все три пути пересекаются посередине, в точке пересадки. Маршрутов станет меньше, и ходить они будут в 3 раза чаще.
3. Какие маршруты исчезнут?
Полный список ликвидируемых и новых маршрутов смотрите здесь . Согласно проекту, в городе исчезнет 87 автобусных маршрутов, их заменят 45 новых. Из 30 трамвайных сохранят только 18, из 19 троллейбусных – лишь 8. Например, автобус №1 (Ж/д вокзал – аэропорт Кольцово) будет заменён аналогичным №73Э. Планируется, что весной на сайте мэрии запустят программу, которая поможет выбрать оптимальный маршрут, опираясь на начальную и конечную точки пути.
4. Сколько будет стоить поездка?
Вопрос о тарифах на данный момент остаётся открытым, хотя в мэрии уже разработали два варианта оплаты – «90 минут» и «безлимитный». Первый подразумевает, что человек, зайдя в транспорт, активирует карту оплаты и в течение полутора часов сможет сделать неограниченное количество пересадок. Якобы за это время пассажир успеет добраться до нужного места. Точная стоимость проезда пока неизвестна, но ранее чиновники обещали, что больше, чем сейчас, пассажирам платить не придётся.
5. В чём ошибка?
На самом деле все плюсы и минусы новой схемы мы ощутим после 1 июля 2017 года, когда она начнёт работать. Но, по мнению Ивана Соломина, бывшего водителя трамвая, а ныне технического консультанта, мэрия изначально совершила ошибку, пустив на самотёк просветительскую сторону реформы: «К СМИ у меня вопросов нет. Уверен, что ни одного заключённого контракта с журналистами нет. Следовательно, нет и публичной кампании. А нет кампании – нет стратегии и планового введения в тему… Сейчас уже процесс не обернуть». Результатом отсутствия конструктивного и поэтапного пиара стало то, что пассажиры уже сейчас окрестили реформу на транспорте «шоковой терапией».
Комментарий:
Лариса Бузунова, директор фонда «Город.PRO», один из авторов проекта:
– Весь объём работ был выполнен нами ещё в июне 2016 года, презентация проекта состоялась на выставке «Иннопром». По результатам обработки обратной связи от горожан были внесены изменения в схему. Через пару недель мы доработаем карту и представим её итоговый вариант с описанием. Наше видение и подробное описание всех этапов и объёмов работ были переданы в мэрию города. Внедрением новой схемы занимается администрация.