Несмотря на то, что в столице Урала сегодня самый дорогой общественный транспорт в УрФО и один из самых дорогих в России, его работа не устраивает ни горожан, ни гостей Екатеринбурга. Проблема эта, наряду с «ужасами» уральского ЖКХ, является в нашем мегаполисе самой злободневной. Городские власти пытаются решить её уже много лет, но воз и ныне там.
«Я живу в одном из самых отдалённых районов города – на Вторчермете. Вы не представляете, что значит добираться отсюда до работы, в центр Екатеринбурга, – жалуется наша читательница Виктория Смолина. – Иногда на ум приходит сравнение чуть ли не с адом, так утомительна и выматывающе ужасна дорога. Вот ты на работе, нужно много сил, а их уже и нет! Хочется лечь и умереть. Ветка метро до нас не дотягивается, нельзя просто сесть и поехать. Да о чём речь – даже без пересадок не добраться! Каждый день – квест: придёт ли автобус вовремя, успею ли пересесть на следующий, не застряну ли в пробке, не отморожу ли зимой на остановке ноги. Лето тоже не лучше – жаришься на солнце, ведь оборудованной остановки нет. Бывает, раньше из дома выскочишь, а всё равно опоздаешь. За это у нас в офисе, кстати, штрафуют! И это не считая постоянных трат на проезд, которые немало средств оттягивают из семейного бюджета. Врут всё власти, мол, город для удобства его жителей. Только и знают, что стоимость билетов поднимать да обещания давать! Так и будем мучиться до пенсии…»
«Гробы на колёсах»
Действительно, после того как в октябре прошлого года городские перевозчики резко взвинтили цены за проезд (на целых 5 рублей выше!), недовольство екатеринбуржцев общественным транспортом только растёт.
Проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе и метро стоит у нас 23 рубля. Для сравнения: в соседней Тюмени на автобусе можно проехать за 16 рублей, в Кургане – за 15 (на троллейбусе – за 12!), а в Челябинске – за ту же сумму. Как видите, разница более чем ощутима.
Между тем, несмотря на такую дороговизну, работает наш общественный транспорт отвратительно. Автобусы, троллейбусы и трамваи ходят вне всякого графика, «как бог на душу положит», ждать своего номера приходится порой целую вечность. Проезд в маршрутках, водители которых – в основном выходцы из ближнего зарубежья, попросту опасен для жизни. В погоне за заработком они постоянно нарушают правила, а некоторые свои водительские права попросту… купили. «Гробы на колёсах», – грустно шутят екатеринбуржцы о вездесущих «Газелях».
Отдельный разговор – состояние муниципального парка машин. Руководители предприятий-перевозчиков сами признают, что половину техники необходимо списывать, однако заменить её нечем. Что касается трамваев, то некоторые их экземпляры заслужили у горожан прозвище «катафалки».
А уж о наших городских пробках и постоянных авариях и говорить нечего. Регулярные ДТП приводят к тому, что автобусы и трамваи на маршрутах простаивают часами!
Метро в фаворитах
| На заметку | |
|---|---|
| В обозримом будущем во всём общественном транспорте Екатеринбурга может появится доступ в Интернет. Сегодня Wi-Fi есть в трамваях. Однако в июле между мэрией и одним из операторов связи было подприсано соглашение о сотрудничестве. Согласно этому документу, доступ в Сеть будет организован в автобусах, троллейбусах и метрополитене. Соглашение подписано на 10 лет. Задача-максимум – чтобы в любой точке города можно было воспользоваться Интернетом. | |
И как ни крути, но единственным удобным и скоростным видом общественного транспорта в Екатеринбурге на сегодняшний день является только метро. Но, к сожалению, у нас есть только одна ветка подземки. Вторая появится не ранее 2020 года, и то при условии, что нам доверят ЭКСПО. Хорошо, если вы едете с Уралмаша на Ботанику: сели в поезд – и через 20 минут вы на месте. А вот добираться со Вторчермета на Сортировку порой приходится часами и со множеством пересадок.
Не случайно общественный транспорт Екатеринбурга уже давно является объектом политических спекуляций и разнообразного чиновничьего самопиара. Сейчас, накануне выборов, эта тенденция только обострилась.
Львиная доля скандалов в Екатеринбурге связана именно с общественным транспортом. Нередко возникает ситуация: человек оплатил проезд, но из-за очередной аварии до нужного места так и не доехал. Чаще всего дальше ему приходится добираться своим ходом или оплачивать поездку вторично, ведь деньги кондукторы практически никогда не возвращают.
Город встал
Свердловский общественный транспорт безнадёжно застрял в пробке. Дождаться своего трамвая или троллейбуса в час пик почти нереально. С учётом того, что уральское метро одно из самых коротких в мире, проблема, как добраться утром на работу, а вечером вернуться домой, актуальна для большинства уральцев.
| Только цифры | |
|---|---|
|
|
Решить её жители Екатеринбурга пытаются достаточно просто. Сегодня автомобиль есть уже почти у каждого второго свердловчанина. Правда, многие не понимают, что, покупая машину, они роют яму в том числе и себе. Каждая новая транспортная единица на дороге – это лишние минуты, потерянные в пути, для всех участников движения. С учётом тихоходности стареньких автобусов и троллейбусов особенно страдают от такой езды пассажиры общественного транспорта.
К сожалению, город строился без учёта количества транспорта на дорогах. Плоды этого мы пожинаем сейчас. Если ещё с десяток лет назад пробки в Екатеринбурге наблюдались только по утрам и вечерам, то теперь город «стоит» и днём. Городские таксисты и вовсе рассказывают, что несколько раз натыкались на заторы в ночное время, после 24 часов!
Важные миллиметры
| Комментарий | |
|---|---|
| Андрей Артемьев, директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга:
– Если вы едете на трамвае, и по какой-то причине он останавливается, и вы не доезжаете до нужного пункта, то кондуктор обязан вернуть деньги за билет. Потому как услуга оплачивается после её оказания, а неоказанная услуга, соответственно, не оплачивается. Подобный прецедент случился несколько лет назад, когда проезд в общественном транспорте Екатеринбурга стоил еще 5 рублей. Моему знакомому – студенту Уральской юридической академии, приехавшему из ХМАО, – не вернули деньги за проезд. Он обратился в суд и выиграл процесс. Помимо несчастных 5 рублей ему возместили причинённый моральный вред и все понесённые расходы – перелёты из ХМАО в Екатеринбург и проживание в гостинице. После того случая кондукторы больше года помнили о нём и всегда предлагали вернуть деньги. Ну, а потом забыли – раз люди сами не берут! На кого тут жаловаться и обижаться, раз мы сами, добровольно позволяем так обращаться с нами. |
|
Несмотря на статус города-миллионника и звание столицы Урала, Екатеринбург остается практически неприспособленным для людей с ограниченными возможностями. Бордюры, высота которых – 2-3, а то и 4 сантиметра, для инвалидов-колясочников остаются непреодолимым барьером.
– Радует то, что власти идут нам навстречу, – рассказывает Елена Леонтьева, руководитель организации инвалидов-колясочников «Свободное движение». – И решением городской администрации с 2009 года высота бордюров при реконструкции дорог опущена до 0 сантиметров. Сдвиги есть: пример – переход на ул. 8 Марта, напротив цирка. Для инвалидов-колясочников каждый миллиметр имеет значение. Нулевой бордюр – это правильно, высота 6 мм – не критично, а вот всё, что выше 1,3 см, – здесь для людей с ограниченными возможностями начинаются проблемы.
Другой большой минус – отсутствие в Екатеринбурге низкопольного транспорта. Основная причина – его дороговизна. В среднем стоимость низкопольного трамвая чуть ли не в 10 раз выше тех, что сегодня передвигаются по улицам города. Между тем, если Екатеринбург претендует на проведение мероприятий европейского уровня – Чемпионат мира по футболу в 2018 году и ЭКСПО-2020, – ему придётся раскошелиться. Одно из основных требований для городов-участников – наличие определённого процента низкопольного транспорта.
Компактный Екатеринбург
Екатеринбург – очень компактный город. Многие годы строился он без учёта транспортных развязок. В центре много офисных зданий, торговых центров. Кроме того, в городе до сих пор не прекращается точечная застройка. Дома находятся очень близко друг от друга. Из-за этого число жителей в столице Среднего Урала растёт. Возникают заторы на дорогах. Автомобилей много. Пора бы уже в центре около больших магазинов делать платные парковки, как у одного из торговых центров. Тогда бы народ, который ездит в центр на работу на личном автотранспорте, задумался, а не пересесть ли на трамваи и троллейбусы.
Сегодня многие едут в центр на машинах, в которых, кроме водителя, никого нет. А так бы люди объединялись. Сегодня везёт на работу один, завтра другой. Дороги бы хоть немного, но разгрузились. И общественному транспорту дышалось легче. Также я бы предложил вообще весь общественный транспорт с улицы Ленина перенести на Малышева. При этом на Малышева сделать выделенную полосу для автобусов, а тех автомобилистов, кто будет по ней ездить, нещадно штрафовать.
Георгий Бадьин, представитель Комитета по защите прав автомобилистов
Льготники Екатеринбурга протестуют против повышения платы за проезд
Омбудсмен Татьяна Мерзлякова призывает остановить реформу на транспорте
После праздников в столице Урала подорожает проезд