Примерное время чтения: 10 минут
200

В столице Урала кризис на транспорте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ-Урал» 21/08/2013

Несмотря на то, что в столице Урала сегодня самый дорогой общественный транспорт в УрФО и один из самых дорогих в России, его работа не устраивает ни горожан, ни гостей Екатеринбурга. Проблема эта, наряду с «ужасами» уральского ЖКХ, является в нашем мегаполисе самой злободневной. Городские власти пытаются решить её уже много лет, но воз и ныне там.

«Я живу в одном из самых отдалённых районов города – на Вторчермете. Вы не представляете, что значит добираться отсюда до работы, в центр Екатеринбурга, – жалуется наша читательница Виктория Смолина. – Иногда на ум приходит сравнение чуть ли не с адом, так утомительна и выматывающе ужасна дорога. Вот ты на работе, нужно много сил, а их уже и нет! Хочется лечь и умереть. Ветка метро до нас не дотягивается, нельзя просто сесть и поехать. Да о чём речь – даже без пересадок не добраться! Каждый день – квест: придёт ли автобус вовремя, успею ли пересесть на следующий, не застряну ли в пробке, не отморожу ли зимой на остановке ноги. Лето тоже не лучше – жаришься на солнце, ведь оборудованной остановки нет. Бывает, раньше из дома выскочишь, а всё равно опоздаешь. За это у нас в офисе, кстати, штрафуют! И это не считая постоянных трат на проезд, которые немало средств оттягивают из семейного бюджета. Врут всё власти, мол, город для удобства его жителей. Только и знают, что стоимость билетов поднимать да обещания давать! Так и будем мучиться до пенсии…»

«Гробы на колёсах»

Действительно, после того как в октябре прошлого года городские перевозчики резко взвинтили цены за проезд (на целых 5 рублей выше!), недовольство екатеринбуржцев общественным транспортом только растёт.

Проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе и метро стоит у нас 23 рубля. Для сравнения: в соседней Тюмени на автобусе можно проехать за 16 рублей, в Кургане – за 15 (на троллейбусе – за 12!), а в Челябинске – за ту же сумму. Как видите, разница более чем ощутима.

Между тем, несмотря на такую дороговизну, работает наш общественный транспорт отвратительно. Автобусы, троллейбусы и трамваи ходят вне всякого графика, «как бог на душу положит», ждать своего номера приходится порой целую вечность. Проезд в маршрутках, водители которых – в основном выходцы из ближнего зарубежья, попросту опасен для жизни. В погоне за заработком они постоянно нарушают правила, а некоторые свои водительские права попросту… купили. «Гробы на колёсах», – грустно шутят екатеринбуржцы о вездесущих «Газелях».

Отдельный разговор – состояние муниципального парка машин. Руководители предприятий-перевозчиков сами признают, что половину техники необходимо списывать, однако заменить её нечем. Что касается трамваев, то некоторые их экземпляры заслужили у горожан прозвище «катафалки».

А уж о наших городских пробках и постоянных авариях и говорить нечего. Регулярные ДТП приводят к тому, что автобусы и трамваи на маршрутах простаивают часами!

Метро в фаворитах

                                                                         
На заметку
В обозримом будущем во всём общественном транспорте Екатеринбурга может появится доступ в Интернет. Сегодня Wi-Fi есть в трамваях. Однако в июле между мэрией и одним из операторов связи было подприсано соглашение о сотрудничестве. Согласно этому документу, доступ в Сеть будет организован в автобусах, троллейбусах и метрополитене. Соглашение подписано на 10 лет. Задача-максимум – чтобы в любой точке города можно было воспользоваться Интернетом.

И как ни крути, но единственным удобным и скоростным видом общественного транспорта в Екатеринбурге на сегодняшний день является только метро. Но, к сожалению, у нас есть только одна ветка подземки. Вторая появится не ранее 2020 года, и то при условии, что нам доверят ЭКСПО. Хорошо, если вы едете с Уралмаша на Ботанику: сели в поезд – и через 20 минут вы на месте. А вот добираться со Вторчермета на Сортировку порой приходится часами и со множеством пересадок.

Не случайно общественный транспорт Екатеринбурга уже давно является объектом политических спекуляций и разнообразного чиновничьего самопиара. Сейчас, накануне выборов, эта тенденция только обострилась.

Львиная доля скандалов в Екатеринбурге связана именно с общественным транспортом. Нередко возникает ситуация: человек оплатил проезд, но из-за очередной аварии до нужного места так и не доехал. Чаще всего дальше ему приходится добираться своим ходом или оплачивать поездку вторично, ведь деньги кондукторы практически никогда не возвращают.

Город встал

Свердловский общественный транспорт безнадёжно застрял в пробке. Дождаться своего трамвая или троллейбуса в час пик почти нереально. С учётом того, что уральское метро одно из самых коротких в мире, проблема, как добраться утром на работу, а вечером вернуться домой, актуальна для большинства уральцев.

                                                                         
Только цифры
  • 450 автомобилей на 1000 жителей приходится в Екатеринбурге. Это даже больше, чем в Москве.
  • 23 рубля стоит в столице Урала проезд в общественном транспорте. Больше – только в Москве и Питере.
  • 8 часов в неделю в среднем проводит житель Екатеринбурга в общественном транспорте.

Решить её жители Екатеринбурга пытаются достаточно просто. Сегодня автомобиль есть уже почти у каждого второго свердловчанина. Правда, многие не понимают, что, покупая машину, они роют яму в том числе и себе. Каждая новая транспортная единица на дороге – это лишние минуты, потерянные в пути, для всех участников движения. С учётом тихоходности стареньких автобусов и троллейбусов особенно страдают от такой езды пассажиры общественного транспорта.

К сожалению, город строился без учёта количества транспорта на дорогах. Плоды этого мы пожинаем сейчас. Если ещё с десяток лет назад пробки в Екатеринбурге наблюдались только по утрам и вечерам, то теперь город «стоит» и днём. Городские таксисты и вовсе рассказывают, что несколько раз натыкались на заторы в ночное время, после 24 часов!

Важные миллиметры

                                                                         
Комментарий
Андрей Артемьев, директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга:

– Если вы едете на трамвае, и по какой-то причине он останавливается, и вы не доезжаете до нужного пункта, то кондуктор обязан вернуть деньги за билет. Потому как услуга оплачивается после её оказания, а неоказанная услуга, соответственно, не оплачивается.

Подобный прецедент случился несколько лет назад, когда проезд в общественном транспорте Екатеринбурга стоил еще 5 рублей. Моему знакомому – студенту Уральской юридической академии, приехавшему из ХМАО, – не вернули деньги за проезд. Он обратился в суд и выиграл процесс. Помимо несчастных 5 рублей ему возместили причинённый моральный вред и все понесённые расходы – перелёты из ХМАО в Екатеринбург и проживание в гостинице. После того случая кондукторы больше года помнили о нём и всегда предлагали вернуть деньги. Ну, а потом забыли – раз люди сами не берут! На кого тут жаловаться и обижаться, раз мы сами, добровольно позволяем так обращаться с нами.

Несмотря на статус города-миллионника и звание столицы Урала, Екатеринбург остается практически неприспособленным для людей с ограниченными возможностями. Бордюры, высота которых – 2-3, а то и 4 сантиметра, для инвалидов-колясочников остаются непреодолимым барьером.

– Радует то, что власти идут нам навстречу, – рассказывает Елена Леонтьева, руководитель организации инвалидов-колясочников «Свободное движение». – И решением городской администрации с 2009 года высота бордюров при реконструкции дорог опущена до 0 сантиметров. Сдвиги есть: пример – переход на ул. 8 Марта, напротив цирка. Для инвалидов-колясочников каждый миллиметр имеет значение. Нулевой бордюр – это правильно, высота 6 мм – не критично, а вот всё, что выше 1,3 см, – здесь для людей с ограниченными возможностями начинаются проблемы.

Другой большой минус – отсутствие в Екатеринбурге низкопольного транспорта. Основная причина – его дороговизна. В среднем стоимость низкопольного трамвая чуть ли не в 10 раз выше тех, что сегодня передвигаются по улицам города. Между тем, если Екатеринбург претендует на проведение мероприятий европейского уровня – Чемпионат мира по футболу в 2018 году и ЭКСПО-2020, – ему придётся раскошелиться. Одно из основных требований для городов-участников – наличие определённого процента низкопольного транспорта.

Компактный Екатеринбург

Екатеринбург – очень компактный город. Многие годы строился он без учёта транспортных развязок. В центре много офисных зданий, торговых центров. Кроме того, в городе до сих пор не прекращается точечная застройка. Дома находятся очень близко друг от друга. Из-за этого число жителей в столице Среднего Урала растёт. Возникают заторы на дорогах. Автомобилей много. Пора бы уже в центре около больших магазинов делать платные парковки, как у одного из торговых центров. Тогда бы народ, который ездит в центр на работу на личном автотранспорте, задумался, а не пересесть ли на трамваи и троллейбусы.

Сегодня многие едут в центр на машинах, в которых, кроме водителя, никого нет. А так бы люди объединялись. Сегодня везёт на работу один, завтра другой. Дороги бы хоть немного, но разгрузились. И общественному транспорту дышалось легче. Также я бы предложил вообще весь общественный транспорт с улицы Ленина перенести на Малышева. При этом на Малышева сделать выделенную полосу для автобусов, а тех автомобилистов, кто будет по ней ездить, нещадно штрафовать.

Георгий Бадьин, представитель Комитета по защите прав автомобилистов

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах