Примерное время чтения: 9 минут
724

Здравый смысл победил? Как спасали скорую помощь Екатеринбурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. «АиФ-Урал» 05/02/2020
Софья Штин / АиФ

Серьёзный конфликт разразился в сфере здравоохранения на Среднем Урале. Несмотря на то, что власти смогли оперативно разрулить ситуацию, осадочек у свердловчан остался…

Забастовка водителей скорой помощи стала предметом шумного ажиотажа в столице Урала. Всё началось с того, что хозяин ООО «Феникс-Логистика» Евгений Фридман, компания которого пришла на рынок скорой помощи в Екатеринбурге, предложил водителям скорой перейти в разряд самозанятых. Взамен он пообещал людям увеличить на 7 тысяч заработную плату. Однако идею Евгения Михайловича оценили не все. Часть водителей, работающих в рамках трудового договора, заявили, что не согласны с условиями бизнесмена.

Индексация или ИП?

В частности, водитель скорой помощи Аркадий рассказал следующее: «Господин Фридман с 2016 года задолжал нашим водителям зарплату. Мы просим индексацию заработков, которые были в 2016 году. Это 22 тысячи рублей. В 2020 году нам предлагают то же самое. Кроме того, нам говорят: оформите ИП и получайте тысяч на пять побольше. А в конце года, уважаемые водители, заплатите налог 40 тысяч за ИП».

ЦИФРЫ
Сегодня на станции скорой медицинской помощи Екатеринбурга работают свыше 2 тысяч сотрудников, в том числе более 250 врачей, 1,1 тысячи фельдшеров и 420 водителей. Каждые сутки на линию выходят до 113 бригад различного профиля.

На данный момент компания платит водителям 74,5 рубля в час. Сотрудники хотели бы получать больше, но бизнесмен, по словам водителей, заявил, что недовольные могут отправляться искать новую работу. Однако Аркадий не понимает, почему он должен увольняться, тем более что ему нравится работать на скорой.

«Давайте возьмём иностранцев из ближнего зарубежья, они оформят ИП и скажут: «Я на этот вызов поеду, а на этот нет», - пояснил водитель. Поэтому сотрудники компании заявили, что, если бизнесмен не пойдёт на их условия, они объявят забастовку.

Конечно, если бы речь шла о предприятии меньшей социальной значимости, этот конфликт мало бы кого заинтересовал. Но дело касалось скорой помощи.

Станции скорой переходят на аутсорсинг

Забегая вперёд, отметим, что объявленная забастовка, по счастью, так и не состоялась. Более того, с 1 февраля обслуживать вызовы станции скорой помощи Екатеринбурга начали более 20 новых автомобилей. «Наша цель – сделать скорую не только максимально быстрой, но и комфортной для горожан, - рассказал начальник управления здравоохранения столицы Урала Денис Демидов. – Обновление парка машин – одна из ключевых задач, которая выполняется как при поддержке областных властей, так и через привлечение частных компаний». Машины марки Ford будут обслуживать вызовы на трёх подстанциях Екатеринбурга.

Напомним также, что эксперимент по привлечению санитарных автомобилей с водителями для работы по аутсорсингу проводится с 2014 года. На сегодняшний день 18 бригад на трёх подстанциях работают на автомобилях компании-аутсорсера. В апреле этого года на такой формат в столице Урала перейдут ещё две станции.

Экстренный вызов – 20 минут

«Этот вид государственно-частного партнёрства с переводом непрофильных функций из медицинской организации к частным компаниям доказал свою экономическую эффективность, – считает главный врач станции скорой медицинской помощи Екатеринбурга Игорь Пушкарёв. – 30% от всего подвижного состава будет работать на условиях аутсорсинга, 70% – это автомобили и водители нашей станции».

По его словам, у компании, предоставившей машины, полностью укомплектован штат водителей. При этом автотранспорт Екатеринбурга, на котором выполняются вызовы, постоянно пополняется. Так, к ЧМ по футболу в 2018 году станция скорой медицинской помощи получила десять новых реанимобилей импортного производства. В дальнейшем парк был пополнен ещё 18 отечественными машинами. В 2020 году в Екатеринбурге планируется открыть ещё одну подстанцию в Октябрьском районе с дальнейшим увеличением количества бригад. Всего в составе станции – тринадцать подстанций.

В горздраве отмечают, что в 2019 году станция скорой медицинской помощи выполнила более 406 тысяч вызовов. Медицинская помощь была оказана каждому четвёртому жителю Екатеринбурга. Среднее время прибытия на экстренные вызовы составляет 19,6 минуты.

Конфликт исчерпан?

Одним из тех, кто разруливал конфликт, был депутат Госдумы РФ от Свердловской области Андрей Альшевских. «Водителей скорой помощи в обиду не дали, - рассказал парламентарий. – На данный момент конфликт исчерпан. Представитель инициативной группы подтвердил, что аутсорсинговая компания перестала требовать от них, чтобы оформлялись самозанятыми. ООО «Феникс-Логистика» возьмёт всех желающих в штат. Здравый смысл победил, забастовку отменили. Но этот случай заставляет о многом задуматься. Я понимаю желание бизнесмена минимизировать налоговые отчисления, но с его стороны это был нелепый шаг. Бизнес такого рода должен быть социально ответственным. С другой стороны, такой значимый государственный институт, как скорая помощь, нельзя отдавать рынку. И в любом случае, независимо от формы собственности предприятия, любой человек имеет право на защиту своих трудовых прав».

Между тем конфликтом в Екатеринбурге заинтересовались в надзорном ведомстве. «Работа машин скорой медицинской помощи была организована на основании муниципального контракта, заключённого между ООО «Эффективная система здравоохранения» и МБУ «Станция скорой медицинской помощи имени В. Ф. Капиноса», - пояснила официальный представитель прокуратуры Свердловской области Марина Канатова. – Срок его действия истёк 31 января 2020 года. С 1 февраля 2020 года автомобили класса «В» как победитель аукциона будет предоставлять ООО «Феникс-Логистика». Согласно публикациям в СМИ, водителям было предложено зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и продолжить свою деятельность в рамках гражданско-правового договоров».

По информации «АиФ-Урал», прокуратура вынесла бизнесмену Евгению Фридману предупреждение.

«Я предлагал людям самозанятость»

Бизнесмен Евгений Фридман:

– Я не понимаю, откуда взялись слухи, что мы переводим водителей в статус ИП. Я предлагал людям самозанятость! В этом случае вместо 18 тысяч рублей они бы получали 25 тысяч. Так называемый социальный пакет даёт иллюзию защищённости, но эта защищённость мнимая. Если люди не хотят зарабатывать больше – это их выбор. Они будут получать 74 рубля 50 копеек в час.

Хочу также отметить, что мы не нарушили ни одной статьи в российском законодательстве! Мы взяли на работу 51 человека, все они устроены в рамках трудового договора. Что касается перевода водителей на аутсорсинг, то это нормальная практика. Тревога уральцев лично мне понятна, им почему-то кажется, что в частные руки отдаётся вся структура станций скорой помощи Екатеринбурга. Но это не так! Никто и никогда не отдаст бизнесу скорую помощь как таковую, на аутсорсинг переводится лишь услуга доставки врачей!

Мы уже 12 лет успешно работаем на этом рынке, и никаких проблем я не вижу. Скажу больше, аутсорсинг – это единственный путь спасения скорой помощи, автопарк которой находится далеко не в лучшем состоянии. Простой пример для сравнения: столовые в больницах не выращивают картофель сами, они его закупают у частных компаний. Перевозка врачей – это такая же услуга.

Не доросли ещё?

Анатолий Филиппенков, президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области:

– Лично я противник передачи скорой помощи в частные руки, даже если речь идёт лишь о службе доставки врачей. Ведь дело касается жизни и здоровья людей! Мы должны быть уверены не только в их умениях и компетенциях, но и в профессионализме водителей, которые их возят. Возможно, где-нибудь в Западной Европе это в порядке вещей, но Россия, с моей точки зрения, до частных неотложек ещё не доросла. Нет, теоретически такой возможности я не исключаю. Когда ответственность отечественного бизнеса вырастет в разы, аутсорсинг будет иметь право на существование. Но не сегодня и, подозреваю, не завтра.

Я могу представить себе в частных руках энергетику, нефтянку, железные дороги, но всё, что касается спасения людей, должно находиться в ведении государства. В этом случае дорога каждая минута! Вы можете представить частную полицию или частный следственный комитет? Станции скорой помощи – из той же оперы.

И ещё: никого не хочу обидеть, потому что сам представляю в регионе малый и средний бизнес, но не откажу себе в удовольствии процитировать Карла Маркса: нет такого преступления, на которое капитал бы не пошёл ради 300% прибыли. Мне кажется, что эти его слова остаются, к сожалению, всё ещё актуальны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах