Доверяй, но проверяй
На самом деле система скидок сейчас достаточно распространена во всех областях торговли. И очень трудно бывает держать себя в руках, когда магазины обещают вам телевизор, сотовый телефон или компьютер «за полцены». На это и делают ставку предприимчивые владельцы торговых сетей (а точнее – маркетологи). Сегодня повсеместно можно наблюдать одну и ту же картину: магазины как будто соревнуются – у кого скидка больше. Кое-где обещают просто немыслимую уценку в 70-80%!
Кстати, обратите внимание: если вам предлагают приобрести со скидкой не весь магазинный ассортимент, а только «отдельные категории товаров» – эти слова являются ключевым условием скидочной акции.
Ценники обманчивы
Во-вторых, ценники могут просто привлекать ваше внимание. А то, что цена на них не отличается от соседней, выяснится уже потом. Кстати, покупая съедобные вещи (особенно йогурты, сырки и другой скоропортящийся товар) со скидкой, обращайте внимание на срок годности! Он может закончиться… уже завтра.
Осторожнее относитесь к «суперпредложениям» «Две вещи по цене одной!». В цену «одной вещи» уже заложена… цена двух. Другой вариант: «Скидка 50% при покупке не менее двух вещей». А они вам нужны, эти «две вещи»?
Помимо этого, вам могут предложить купить товаров на 1000 рублей и получить дисконтную карту. Но все скидки с дисконтных карточек давно заложены в стоимость товаров! А если вам обещают накопительные суперскидки по этим карточкам, то посчитайте: на сколько вы должны закупиться в оставшемся предновогоднем месяце, чтобы накопить вожделенную скидку в 10 процентов?
Еще одна схема, на которую «ведутся» уральцы, – это когда при покупке какого-либо товара магазины предлагают купон, размер скидки которого напрямую зависит от суммы покупки. Предположим, вы купили чайник за 2 000 рублей. Продавцы вручили вам купон на 1 000 рублей, но скидка по нему не может превышать 10 % стоимости товара. Значит, чтобы полностью его использовать, придётся купить товар… за 10 000 рублей.
Как видим, у уральских торговых сетей есть немало методов заманить к себе покупателей – от элементарного переписывания ценников до достаточно хитроумных ходов. Покупателям остается посоветовать внимательнее вчитываться в условия акций и не терять голову от громких обещаний.
Мнение власти
Наша задача - доступность
Министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов:
- Рынок торговли Свердловской области является одним из ведущих рынков в России. В обороте розничной торговли в Российской Федерации мы занимаем 3-е место. В отдалённые территории приходят торговые сети местного и федерального уровня. Однако до сих пор нам не удалось решить все вопросы, связанные с обеспеченностью населения торговыми площадями. Например, на селе не хватает магазинов и предприятий бытового обслуживания. Порой, чтобы купить телевизор или запасную деталь, необходимую в хозяйстве, селянину приходится ехать в близлежащий населённый пункт. А это время и денежные затраты. Наша задача - обеспечить доступность торговых услуг.
Дедушка Мороз – борода из ваты
Нередко разочарования жители Среднего Урала «приобретают», пытаясь сэкономить на различных новогодних услугах и сугубо праздничных покупках.
- В минувшем году наша семья оказалась на месте «попа, гоняющегося за дешевизной», – рассказывает наша читательница из Екатеринбурга Марина Гореликова. – Достали из почтового ящика объявление об услугах Деда Мороза с «интересной развлекательной программой». Польстились низкой ценой – 1 500 рублей, тогда как фирмы по организации праздников просили в среднем 3 500. Получили то, что заслужили. Приехал Дед Мороз в непрезентабельном (грязном!) костюме, борода сикось-накось.
Развлекательная программа» свелась к двум загадкам и фальшивому пению «В лесу родилась ёлочка». Ребенок был крайне разочарован и поинтересовался: «Это только ко мне такой потрёпанный Дед Мороз приходит или ко всем?». Друзья потом утешили: «Скажи спасибо, что трезвый».
- Если вы хотите получить праздник «дёшево и сердито», как минимум узнайте подробности предполагаемой программы и постарайтесь взглянуть на портфолио. Уважающие себя и клиентов Деды Морозы – «однодневки» всегда имеют при себе хотя бы минимальный презентационный материал, – рекомендует руководитель одной из компаний по организации праздников Кирилл Крутихин.
Если Деды Морозы, не имеющие товарного вида, приносят лишь моральные потери, «левая» (читай, дешёвая) пиротехника нередко отправляет «особо экономных» уральцев на больничные койки. Уже с начала декабря в Екатеринбурге и других городах области начали плодиться временные точки продажи всевозможных хлопушек, салютов, петард, ракет и фейерверков. Кроме того, пиротехническая продукция в изобилии появилась на рынках. Понятно, что цены в этих точках гораздо ниже, чем в специализированных магазинах. Зато у последних есть существенное преимущество: пиротехника в магазины поступает по легальным каналам, то есть имеет все необходимые разрешительные документы. Это своего рода гарантия безопасности (конечно, при условии соблюдения инструкций по её применению).
Магазины не будут работать себе в убыток
Галина Лихачёва, призёр Олимпийских игр по конькобежному спорту:
- На мой взгляд, когда человек видит всевозможные вывески со словами «скидки», «акции», «распродажи», то главное - не потерять голову и быть предельно внимательным. Прямо как на конькобежном овале, где также требуется постоянная концентрация. Для начала задайте себе вопрос: а не пытаются ли вас обмануть? И вообще нужен ли вам этот товар? Ведь дёшево ещё не значит качественно. Скажу заезженную фразу, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Примерно так и со скидками. Ни один магазин не будет работать себе в убыток. Иначе бы все торговые точки давно закрылись. Наши торговые центры любят пёстрые вывески типа «Распродажа», «Только сегодня и только у нас». Но проходит неделя, вывеска пропадает, а цена почему-то не увеличивается. Зато «новая акция» появляется на другом товаре. О чём это говорит? О том, что товар не реализуется и его пытаются сбыть разными способами. Если честно, я уже давно не обращаю внимания на всевозможные уловки и маркетинговые ходы. Нужно просто ориентироваться в ценах на товары. Тогда вам будет легче в магазине. Если цена будет на порядок ниже - значит, где-то подвох.