Примерное время чтения: 9 минут
232

Магазины «потчуют» свердловчан просроченными продуктами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «АиФ-Урал» 15/01/2014

Как на минном поле

– Неужели никто не может поставить на место руководителей продуктовых торговых сетей? Или нас за людей не считают? – возмущается читательница «АиФ-Урал» из Екатеринбурга Антонина Михайловна Голомолзина. – Цены растут как на дрожжах, а качество продуктов всё хуже и хуже. Сегодня в магазинах чувствуешь себя как на минном поле: стоит потерять бдительность, и уложишь на больничную койку всю семью. Просроченный товар сплошь и рядом. Ещё и выставляют его поближе к покупателям, а свежий упрятывают подальше с глаз. И с маркировкой явно мутят. Недавно купила сыр, день в день, когда он был развешан и упакован. Принесла домой, распечатала упаковку, а он уже наполовину высох и воняет, хоть противогаз надевай. Сделаешь замечание – хамят: «Не нравится – не покупайте». Не нравится! Особенно то, что относятся к нам хуже, чем к свиньям. И никому до этого дела нет!

«Просрочка» опасна для здоровья и жизни

Кстати
Книги отзывов (жалоб) должны быть в торговых сетях, ресторанах, кафе, аптеках и парикмахерских – везде, где оказываются услуги или реализуются товары. Странички в книге должны быть пронумерованы. Предоставлять книгу потребителю обязаны по первому требованию! Однако, чтобы обращение не считалось «анонимкой», покупателю следует указать имя, адрес и номер телефона (по желанию). Принять меры по каждой жалобе администрация обязана в течение двух недель.
Казалось бы, в современных торговых центрах всё должно быть безопасно, проверено, сертифицировано, на каждый продукт должен быть гарантийный документ. Здесь должны дорожить каждым покупателем! Увы, к сожалению, в самом добропорядочном заведении вам могут подсунуть просроченные продукты питания, даже такие, место которым – на помойке. Супермаркеты любыми способами пытаются увеличить свой товарооборот и всевозможными способами «продлевают» срок годности продуктов.

С помощью ацетона на пластмассовой упаковке вытирают старую дату, выбивают новую дату срока годности, товар в полиэтиленовой упаковке переупаковывают в новую плёнку – со свежей этикеткой. А если по какой-либо причине поменять дату не получается, то просто наклеивают сверху штрихкод магазина. Так часто поступают с просроченной колбасой, селёдкой в маринаде, срок реализации прочитать невозможно.

Самый первый совет: если невозможно прочитать срок годности и дату изготовления – откажитесь от покупки.

Кстати сказать, любой просроченный продукт в вакуумной упаковке можно отличить. Если на ощупь вакуумная упаковка влажная, с неё капает, значит, продукт далеко не первой свежести.

Стоит отметить, что многие наши читатели хорошо осведомлены об аферах с едой. Многие знают, что, как правило, на полках с краю размещают товар ранее завезённый, а у дальней стенки находятся свежие продукты. Особенно это относится к кисломолочным и хлебным изделиям.

Другой важный момент: фрукты и овощи, упакованные и взвешенные заранее, часто весят меньше указанной массы. Проверяйте вес на контрольных весах. Подпортившиеся продукты порой упаковываются в пищевую фольгу, а дефекты маскируются наклейками.

На заметку
Если ваше право на безопасность покупаемой продукции было серьёзно нарушено, нужно подавать иск в суд. Самое главное – правильно составить текст заявления. В Центре защиты прав потребителей любому горожанину помогут сделать это безвозмездно. Номер бесплатного автоответчика Центра – 371-13-16.
Вообще супермаркеты очень преуспели во всевозможных хитростях и трюках с целью обмана доверчивых покупателей. К примеру, тухлое мясо перерабатывают в фарш или готовят мясные блюда. И никого не волнует, что оно полуразложившееся. Копчёную колбасу достаточно хорошо промыть и смазать маслом, чтобы вернуть ей товарный вид, а с сыра можно срезать плесневелую корочку и вновь продать.

Многие люди недооценивают опасность, таящуюся в несвежих продуктах. Особенно это касается майонеза в салатах, которые готовят в супермаркетах. При длительном хранении яйца, входящие в состав майонеза, колбаса и мясо начинают разлагаться. Ничего удивительного, что основной процент пищевых отравлений на Среднем Урале приходится как раз на такие недоброкачественные салаты.

Качество хромает

В конце прошлого года свердловские депутаты рассмотрели вопрос о предоставлении областным чиновникам функций по контролю качества продуктов питания, поступающих на прилавки региональных магазинов.

До сих пор слуги народа лишь мониторили ситуацию. Но, как заявила на думе представитель министерства АПК и продовольствия Татьяна Попова, этого уже недостаточно. По её словам, за год в ходе проверок из торговых точек было изъято 13 % некачественной продукции. При этом по количеству подделок лидируют мясные консервы – 70 %, на втором месте колбасные изделия – 60 %, молоко – 47 %, сливочное масло – 41 %. Кроме того, по сравнению со среднероссийскими показателями в Свердловской области в два раза чаще встречается поддельный алкоголь, в три раза – некачественные кондитерские изделия и в пять раз – сливочное масло.

Самые частые нарушения в продуктовых магазинах Екатеринбурга. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

Впрочем, данные областного Роспотребнадзора также неутешительны. За первое полугодие минувшего года ведомство проверило качество продуктов на 1,2 тысячи объектов. В 87,5% случаев были найдены нарушения. Для сравнения: за тот же период предыдущего года доля некачественных продуктов составила 59,1%.

Причинами такого положения дел санитарные врачи назвали плохую технологическую дисциплину, низкий профессиональный уровень кадров, а главное – отсутствие контроля за условиями хранения и сроками годности пищевых продуктов на предприятиях розничной торговли!

Стоит отметить, что на подпрограмму по обеспечению качества, безопасности пищевых продуктов в 2014 году планируется выделить свыше 3 миллионов рублей. Как подчеркнула Попова, за период действия подпрограммы в 2013 году улучшилось качество хлеба и масла, качество товаров стало выше у 22 производителей: «Как результат нашей работы можно рассматривать и улучшение правовой грамотности свердловчан в вопросах защиты прав потребителей».

Равнодушие к себе

Заместитель руководителя Роспотребнадзора по Свердловской области Андрей Юровских:

– Я бы запретил быть невзыскательным к тому, что мы едим. Не советую приобретать продукты в сомнительных местах и термически не обработанную пищу. Я, например, с содроганием смотрю на витрины с салатами, которые продаются на вес. Кто делал эти салаты, из каких продуктов, какими руками? То же самое с развесным мороженым, которое, судя по его виду, много раз таяло и снова замерзало. Это же молочный продукт, а любая молочная продукция априори опасна! Но люди тем не менее всё это покупают и с аппетитом кушают. Запретить, конечно, можно всё что угодно. Но можно ли запретить быть равнодушными к самим себе? Сработает ли, допустим, такой запрет: люди, мы запрещаем вам покупать продукты с истекшим сроком реализации и вообще продукты, вид которых вызывает у вас подозрение?

Обман нельзя прощать!

Директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга Андрей Артемьев:

– Мое глубокое убеждение: обман нельзя прощать. Надо чётко понимать, что если ты прощаешь, то и в следующий раз позволяешь поступить с тобой так же. В этом принципиальное отличие наших людей от западных. Американец может горсть центов выбросить просто так, но если его хотя бы на один цент обманут, он в суд пойдёт. Помню, мы с другом на Бродвее покупали фотоаппарат – 100 долларов за аппарат, 5 долларов за батарейки и 3 – за плёнку. Подходим к кассе – нам выдают чек на 125 долларов. Мой приятель начинает возмущаться и говорит, что в таком случае мы покупать ничего не будем. Только он произнес это, как нам выдают чек на 108 долларов. А попробуйте у нас возмутиться! Тебя же самого ещё и обругают. У нас выгодно нарушать права потребителей, потому что это практически всегда остается безнаказанным. Только потребитель может обеспечить неотвратимость наказания, когда сам будет следить за этим.

Законы у нас, увы, не защищают потребителей. Из последнего – закон, согласно которому надзорный орган имеет право проверять продовольственный магазин лишь раз в три года. При этом заранее известны дата и время проверок. Эта информация публикуется ежегодно на сайте генеральной прокуратуры. Каждый может зайти на сайт и увидеть, кого и когда будут проверять. И, конечно, надо быть последним дураком, чтобы заранее не подготовиться к проверке.

Замалчивать нельзя

– У меня был такой случай. Я пошла в магазин, принадлежавший очень приличной и известной торговой сети, и купила там рыбу – в пластиковой герметичной упаковке. Принесла её домой, открыла – так даже дышать нельзя было, настолько она оказалась гнилой! Я вернулась вместе с рыбой в магазин, и, вы знаете, мне сразу же вернули деньги за неё. Никаких скандалов и криков.

Да, конечно, так бывает далеко не всегда и не во всех магазинах, но всё-таки потребители должны уметь отстаивать свои права. О подобных случаях нужно обязательно говорить, не замалчивать их. Здесь ведь виноват не только конечный продавец, но и те, кто поставляет продукцию в торговые точки. Я уверена, что в подобных ситуациях продавец должен обязательно постараться решить вопрос, а не идти на конфликт: поменять товар, вернуть деньги, да просто извиниться!

Людмила Скосырская, директор Свердловской государственной детской филармонии

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах