Как на минном поле
– Неужели никто не может поставить на место руководителей продуктовых торговых сетей? Или нас за людей не считают? – возмущается читательница «АиФ-Урал» из Екатеринбурга Антонина Михайловна Голомолзина. – Цены растут как на дрожжах, а качество продуктов всё хуже и хуже. Сегодня в магазинах чувствуешь себя как на минном поле: стоит потерять бдительность, и уложишь на больничную койку всю семью. Просроченный товар сплошь и рядом. Ещё и выставляют его поближе к покупателям, а свежий упрятывают подальше с глаз. И с маркировкой явно мутят. Недавно купила сыр, день в день, когда он был развешан и упакован. Принесла домой, распечатала упаковку, а он уже наполовину высох и воняет, хоть противогаз надевай. Сделаешь замечание – хамят: «Не нравится – не покупайте». Не нравится! Особенно то, что относятся к нам хуже, чем к свиньям. И никому до этого дела нет!
«Просрочка» опасна для здоровья и жизни
С помощью ацетона на пластмассовой упаковке вытирают старую дату, выбивают новую дату срока годности, товар в полиэтиленовой упаковке переупаковывают в новую плёнку – со свежей этикеткой. А если по какой-либо причине поменять дату не получается, то просто наклеивают сверху штрихкод магазина. Так часто поступают с просроченной колбасой, селёдкой в маринаде, срок реализации прочитать невозможно.
Самый первый совет: если невозможно прочитать срок годности и дату изготовления – откажитесь от покупки.
Кстати сказать, любой просроченный продукт в вакуумной упаковке можно отличить. Если на ощупь вакуумная упаковка влажная, с неё капает, значит, продукт далеко не первой свежести.
Стоит отметить, что многие наши читатели хорошо осведомлены об аферах с едой. Многие знают, что, как правило, на полках с краю размещают товар ранее завезённый, а у дальней стенки находятся свежие продукты. Особенно это относится к кисломолочным и хлебным изделиям.
Другой важный момент: фрукты и овощи, упакованные и взвешенные заранее, часто весят меньше указанной массы. Проверяйте вес на контрольных весах. Подпортившиеся продукты порой упаковываются в пищевую фольгу, а дефекты маскируются наклейками.
Многие люди недооценивают опасность, таящуюся в несвежих продуктах. Особенно это касается майонеза в салатах, которые готовят в супермаркетах. При длительном хранении яйца, входящие в состав майонеза, колбаса и мясо начинают разлагаться. Ничего удивительного, что основной процент пищевых отравлений на Среднем Урале приходится как раз на такие недоброкачественные салаты.
Качество хромает
В конце прошлого года свердловские депутаты рассмотрели вопрос о предоставлении областным чиновникам функций по контролю качества продуктов питания, поступающих на прилавки региональных магазинов.
До сих пор слуги народа лишь мониторили ситуацию. Но, как заявила на думе представитель министерства АПК и продовольствия Татьяна Попова, этого уже недостаточно. По её словам, за год в ходе проверок из торговых точек было изъято 13 % некачественной продукции. При этом по количеству подделок лидируют мясные консервы – 70 %, на втором месте колбасные изделия – 60 %, молоко – 47 %, сливочное масло – 41 %. Кроме того, по сравнению со среднероссийскими показателями в Свердловской области в два раза чаще встречается поддельный алкоголь, в три раза – некачественные кондитерские изделия и в пять раз – сливочное масло.
Впрочем, данные областного Роспотребнадзора также неутешительны. За первое полугодие минувшего года ведомство проверило качество продуктов на 1,2 тысячи объектов. В 87,5% случаев были найдены нарушения. Для сравнения: за тот же период предыдущего года доля некачественных продуктов составила 59,1%.
Причинами такого положения дел санитарные врачи назвали плохую технологическую дисциплину, низкий профессиональный уровень кадров, а главное – отсутствие контроля за условиями хранения и сроками годности пищевых продуктов на предприятиях розничной торговли!
Стоит отметить, что на подпрограмму по обеспечению качества, безопасности пищевых продуктов в 2014 году планируется выделить свыше 3 миллионов рублей. Как подчеркнула Попова, за период действия подпрограммы в 2013 году улучшилось качество хлеба и масла, качество товаров стало выше у 22 производителей: «Как результат нашей работы можно рассматривать и улучшение правовой грамотности свердловчан в вопросах защиты прав потребителей».
Равнодушие к себе
Заместитель руководителя Роспотребнадзора по Свердловской области Андрей Юровских:
– Я бы запретил быть невзыскательным к тому, что мы едим. Не советую приобретать продукты в сомнительных местах и термически не обработанную пищу. Я, например, с содроганием смотрю на витрины с салатами, которые продаются на вес. Кто делал эти салаты, из каких продуктов, какими руками? То же самое с развесным мороженым, которое, судя по его виду, много раз таяло и снова замерзало. Это же молочный продукт, а любая молочная продукция априори опасна! Но люди тем не менее всё это покупают и с аппетитом кушают. Запретить, конечно, можно всё что угодно. Но можно ли запретить быть равнодушными к самим себе? Сработает ли, допустим, такой запрет: люди, мы запрещаем вам покупать продукты с истекшим сроком реализации и вообще продукты, вид которых вызывает у вас подозрение?
Обман нельзя прощать!
Директор Центра защиты прав потребителей Екатеринбурга Андрей Артемьев:
– Мое глубокое убеждение: обман нельзя прощать. Надо чётко понимать, что если ты прощаешь, то и в следующий раз позволяешь поступить с тобой так же. В этом принципиальное отличие наших людей от западных. Американец может горсть центов выбросить просто так, но если его хотя бы на один цент обманут, он в суд пойдёт. Помню, мы с другом на Бродвее покупали фотоаппарат – 100 долларов за аппарат, 5 долларов за батарейки и 3 – за плёнку. Подходим к кассе – нам выдают чек на 125 долларов. Мой приятель начинает возмущаться и говорит, что в таком случае мы покупать ничего не будем. Только он произнес это, как нам выдают чек на 108 долларов. А попробуйте у нас возмутиться! Тебя же самого ещё и обругают. У нас выгодно нарушать права потребителей, потому что это практически всегда остается безнаказанным. Только потребитель может обеспечить неотвратимость наказания, когда сам будет следить за этим.
Законы у нас, увы, не защищают потребителей. Из последнего – закон, согласно которому надзорный орган имеет право проверять продовольственный магазин лишь раз в три года. При этом заранее известны дата и время проверок. Эта информация публикуется ежегодно на сайте генеральной прокуратуры. Каждый может зайти на сайт и увидеть, кого и когда будут проверять. И, конечно, надо быть последним дураком, чтобы заранее не подготовиться к проверке.
Замалчивать нельзя
– У меня был такой случай. Я пошла в магазин, принадлежавший очень приличной и известной торговой сети, и купила там рыбу – в пластиковой герметичной упаковке. Принесла её домой, открыла – так даже дышать нельзя было, настолько она оказалась гнилой! Я вернулась вместе с рыбой в магазин, и, вы знаете, мне сразу же вернули деньги за неё. Никаких скандалов и криков.
Да, конечно, так бывает далеко не всегда и не во всех магазинах, но всё-таки потребители должны уметь отстаивать свои права. О подобных случаях нужно обязательно говорить, не замалчивать их. Здесь ведь виноват не только конечный продавец, но и те, кто поставляет продукцию в торговые точки. Я уверена, что в подобных ситуациях продавец должен обязательно постараться решить вопрос, а не идти на конфликт: поменять товар, вернуть деньги, да просто извиниться!
Людмила Скосырская, директор Свердловской государственной детской филармонии