Через неделю, 14 ноября 2019 года, потребители всего мира будут отмечать День качества. Накануне праздника «АиФ-Урал» провёл дегустацию одного из самых популярных у свердловчан продуктов – колбасы.
Марафон качества
В одном из торговых центров мы «навскидку» приобрели колбасу разных производителей, но одинаковой товарной группы. Случайные покупатели оценивали продукт «вслепую», по принципу – что больше нравится. Все изделия оказались достаточно качественными, но всё же большинство голосов получила продукция мясокомбината «Дубки» из Саратова. Мониторинг в интернете показал, что их товар уже неоднократно отмечали на различных конкурсах, в том числе международных.
А на прошлой неделе в пресс-центре «АиФ Урал» состоялся круглый стол, посвящённый качеству колбасных изделий, их выбору и безопасности. Участниками дискуссии в режиме телемоста стали и представители саратовского предприятия.
Как выяснилось, выбрать не только вкусную, но и качественную, безопасную колбасу не так-то просто.
«Если при производстве продукта используются компоненты, не указанные в ГОСТ или ТУ, это фальсификат, – пояснила председатель комитета по товарному рынку мэрии Екатеринбурга Елена Чернышева. – Но сам потребитель никогда этого не определит, обмануться рискует даже человек со специальным образованием. Вкусовые ощущения у всех индивидуальные, а разнообразными добавками вкус любой колбасы можно довести до «совершенства».
Эксперты рассказали, что ГОСТы и ТУ одинаково важны в производстве продуктов, но регламентируют они не столько качество, сколько безопасность.
«Качество колбасных изделий во многом зависит от производителя, - пояснила кандидат сельскохозяйственных наук (УрГЭУ) Роза Тимакова. –Предприятие, которое дорожит своей торговой маркой, однозначно будет соблюдать все регламенты. Крупные компании держат свои лаборатории, проводят серьёзный органолептический, физико-химический анализ изделий».
«Проверки качества и безопасности продуктов, которые мы регулярно проводим, показывают: в 2019 году процент фальсификата снизился, - рассказала специалист регионального Роспотребнадзора Ольга Ведерникова. – Сегодня мы контролируем всех участников процесса – от конкретно торговой точки до производителя, составляем рейтинги, организуем горячие линии, даём потребителям подробные разъяснения – как действовать в той или иной ситуации».
Представитель «Народного контроля» Дмитрий Чукреев считает, что решить проблему фальсификата поможет ужесточение ответственности. По его словам, есть статья 238 УК РФ (производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности). Но в стране мало прецедентов, чтобы по ней кого-то наказывали. «Нужна политическая воля, чтобы закон работал, только так можно повлиять на недобросовестных производителей», - полагает общественник.
Однако строгость закона и неотвратимость наказания – это ещё не всё. «Необходимо повышать грамотность потребителей, причём делать это со школьной скамьи, доводить до людей данные проверок надзорных ведомств», - говорит начальник отдела пищевой промышленности МинАПК региона Андрей Князев.
Семейная дегустация
«Ужесточать ответственность, конечно, необходимо, и всё же залог хорошего продукта состоит не в этом, – уверена директор по качеству МК «Дубки» Ирина Воронина. - У нас налажена система жёсткого контроля на всех этапах, но в основе лежит личная ответственность каждого участника производства. Отсюда – неукоснительное соблюдение технологий, санитарных норм и правил. Наши покупатели – опытные, понимающие люди, они знают, чего хотят, взвешенно относятся к цене и качеству и умеют делать правильный выбор».
Специалисты также сделали вывод, что определённую роль играет время работы компании на рынке.
«Мы сотрудничаем с мясокомбинатом более 15 лет, - отмечает директор по маркетингу компании «Поставка» Евгений Назаров. – Продукция уходит на Урал прямо с конвейера и поступает в магазины максимально свежей. Постоянно проводим проверки качества продукта разных производителей и заметили: предприятия с большим стажем всегда дорожат своей репутацией».
Эксперты советуют: покупать колбасу лучше в тех магазинах и тех производителей, которым вы доверяете. В торговом зале должны хорошо работать холодильники. Обязательно изучите дату изготовления, срок годности. Важен и внешний вид колбасного изделия, на батоне не должно быть вмятин, потёртостей.
«Существует потребительский популизм, когда люди стремятся купить хороший товар по низкой цене, - отмечает Роза Тимакова. – Но, например, варёная колбаса категории А не может стоить дешевле 330-350 рублей. Хотя бы потому, что стоимость качественного сырья достаточно высока».
Евгений Назаров предлагает дегустировать продукты всей семьёй: «Купите на пробу пару-тройку кусочков разной колбасы и попробуйте дома. Её запах, вкус, консистенцию. Вот увидите – это будет весело и интересно».